ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
1.1 Понятие фирменное наименование
1.2 Содержание фирменного наименования
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ
2.1 Субъекты права на фирменное наименование
2.2 Регистрация и прекращение права на фирменное наименование
2.3 Способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Фирменное наименование – это зарегистрированное имя компании при ее открытии. Оно позволяет ассоциировать выпускаемую продукции с самой организацией, и является самостоятельным объектом интеллектуальных прав.
Название компании и является его фирменным наименованием. Согласно закону, право на использование его принадлежит владельцу, то есть самому предприятию. Но стоит отметить, что у владельца товарного знака, например, прав гораздо больше. К тому же, есть ряд требований, которым должно соответствовать наименование.
Согласно Гражданскому кодексу фирменные наименования юридических лиц являются интеллектуальной собственностью и им предоставляется правовая охрана. При подготовке документов для регистрации необходимо дать название юридическому лицу. Фирменное наименование представляет собой слово или сочетание слов.
Актуальность данной темы связана с тем фактором, что постоянное развитие предпринимательских отношений, увеличивающийся рост коммерческих организаций в нашей стране объективно требует от законодателя комплексного подхода к правовому регулированию фирменных наименований.
Объектом исследования являются общественные отношения по гражданско-правовой защите фирменного наименования.
Предметом исследования является российское законодательство, которое регулирует вопросы гражданско-правовой защиты фирменного наименования.
Целью исследования является комплексный анализ охраны права на фирменное наименование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие права на фирменное наименование;
- рассмотреть содержание права на фирменное наименование;
- выявить субъекты охраны фирменного наименования;
- рассмотреть регистрацию и прекращение права на фирменное наименование;
- исследовать способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования.
Теоретическая проработка исследуемой проблемы. Общие положения об охране права на фирменное наименование затрагивали в своих работах Еременко В.И, Иншакова А.О., Орлова В.В.
Методологическую основу исследования составили формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой метод.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
1.1 Понятие фирменное наименование
Фирменное наименование является одним из четырех средств индивидуализации, которые известны российскому праву. Оно индивидуализирует коммерческие юридические лица.
Благодаря исключительному праву на него, как и на остальные исключительные права, правообладатель может самостоятельно использовать объекты интеллектуальной собственности и запрещать его использовать всем другим лицам. Но на самом деле правовое регулирование в этой сфера намного сложнее.
Фирменное наименование является средством индивидуализации коммерческих юридических лиц, которое представляет собой название организации. Оно есть у всех коммерческих юридических лиц, это отличает его от других средств индивидуализации. К примеру, товарный знак может принадлежать только гражданам, зарегистрировавшим его в установленном порядке, для коммерческого обозначения требуется как минимум наличие у предпринимателей предприятий – объектов недвижимости, а наименование мест происхождения товара можно встретить редко. Некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели не обладают правом на фирменное наименование. Закон «О коммерческих организациях» буквально охраняет наименования некоммерческих организаций. Но суды в защите права на него, обычно отказывают.[1]
Фирменное наименование юридического лица всегда имеет несколько частей.
Две части – обязательные, а третья – факультативная. Особенности их применения устанавливаются не только Гражданским кодексом РФ, но и другими законами.
Корпус фирмы является обязательной частью, которая указывает на организационно-правовую форму юридических лиц. Варианты корпуса фирмы:
- общество с ограниченной ответственностью;
- акционерное общество;
- производственный кооператив;
- полное товарищество;
- товарищества на вере;
- хозяйственное партнерство;
- государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
Корпус фирмы всегда достоверный, то есть соответствует действительной организационно-правовой основе юридических лиц.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) //Российская газета
2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 г. по делу №А 40-187312/2015
3. Постановление от 15.07.2016 г. по делу №А 65 – 25309/2015
4. Определение от 29.04.2015 г. «о защите исключительных прав на средства индивидуализации» по делу №А 75-11531/2014
5. Актуальные проблемы гражданского права. - М.: Юнити-Дана, 2019
6. Горбачева, Л.Н. Гражданское право / Л.Н. Горбачева. - М.: Академический проект, 2020
7. Гражданское право / ред. С.П. Гришаева. - М.: ЮРИСТЪ, 2020
8. Гражданское право России. Общая часть / Под редакцией А.Я. Рыженкова. - М.: Юрайт, 2018
9. Гражданское право. - М.: АСТ, Сова, 2015
10. Гражданское право. - М.: Норма, 2015
11. Гражданское право. В 3 томах. Том 1 / Под редакцией С.А. Степанова. - М.: Проспект, Институт частного права, 2018
12. Гражданское право: учебник / [В. А. Бессонов и др.]. – Москва: Форум: Инфра-М, 2015
13. Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. – Москва: Юрайт, 2015. – 503
14. Гражданское право. В 3 томах. Том 2. - М.: ТК Велби, 2020
15. Еременко, В.И. Право на фирменное наименование в части четвертой ГК // Законодательство и экономика. – 2016
16. Зенин, И. А. Гражданское право / И.А. Зенин. - М.: Юрайт, 2020
17. Иншакова А.О. Охрана трансграничного оборота результатов интеллектуальной деятельности в контексте экономико-правовой интеграции РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. – 2015
18. Коршунова, Н. М. Гражданское право. В 3 частях. Часть 1 / Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2020
19. Мардалиев, Р. Т. Гражданское право / Р.Т. Мардалиев. - М.: Питер, 2020
20. Орлова В.В. О фирменных наименованиях. Правовые проблемы охраны и защиты средств индивидуализации: сб. ст. / отв. ред. Л. А. Новоселова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015
21. Протас, Е. В. Гражданское право / Е.В. Протас. - М.: Высшая школа, 2015
22. Смоленский, М. Б. Гражданское право / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2016
23. Спектор, А. А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. - М.: Юркомпани, 2016
24. Суханов, Е.А. Гражданское право / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2017
25. Толстой, Ю.К. Гражданское право. Учебник / ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: Проспект; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015
26. Тютрюмов, И. М. Гражданское право / И.М. Тютрюмов. - М.: Типография К. Маттисена,2016
27. Федоров, А.Ф. Введение в курс гражданского права Прибалтийских губерний / А.Ф. Федоров. - Москва: Огни, 2016