Курсовая работа|Право

Курсовая Правовая культура в российском обществе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2010 | Страниц: 25

Введение

Глава I. Теоретические основы понятийно-категориального аппарата правовой культуры

  • Понятие правовой культуры
  • Структура правовой культуры

Глава II. Проблемы правовой культуры в российском обществе

2.1. Правовой нигилизм как проблема правовой культуры в российском обществе

2.2. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе

Заключение

Список литературы

Современное российское общество переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляется кардинальное преобразование экономической, социальной и политической сфер жизни, которое сопровождается реформой правовой системы, в том числе законодательства, правотворческих и правоохранительных органов, механизмов и форм реализации права.

Россия идет по пути построения правового государства и гражданского общества. Эффективность преобразований в правовой сфере, да и в государстве в целом, модернизационные процессы в стране напрямую зависят от уровня правовой культуры современного российского общества, что нашло официальное закрепление в недавно принятых Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов»[1].

Актуальность работы обусловлена рядом факторов общетеоретического и практического характера и прежде всего необходимостью осмысления тех изменений, которые произошли в правовой культуре России в постсоветский период ее развития (с учетом ее значения как внутри страны, так и в мировом правовом пространстве). Правовая культура как общественное явление и как правовая категория безусловно являлась предметом научных исследований, как в юриспруденции, так и в других общественных науках, однако изучалась она в условиях иной, по сравнению с нынешней, социальной реальности.

Негативное отношение к праву, правовой нигилизм, сложившееся в современной России, является одним из серьезных препятствий на пути решения важнейших перспективных задач. В этих условиях становится все более затруднительно на паритетных началах входить в международно-правовое пространство, необходимость чего объективно требует развитие международных отношений, потребность решения глобальных проблем современности, взаимодействие и диалог культур.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с правовой культурой.

Предметом исследования является правовая культура, концептуально рассматриваемая как качественное состояние правовой системы.

Цель работы – охарактеризовать сущность и специфику правовой культуры российского общества.

Задачи работы: 1) изучить понятие правовой культуры; 2) рассмотреть структуру правовой культуры; 3)  проанализировать правовой нигилизм как проблему правовой культуры в российском обществе; 4) предложить пути совершенствования правового нигилизма в российском обществе.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 

  • Понятие правовой культуры

Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры:

  • Состояние правосознания в обществе.
  • Действенность функционирования правовых органов и учреждений.
  • Уровень правотворческой деятельности (правотворчества).
  • Состояние законности и прочность правопорядка.

Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры[2].

Уровни правовой культуры:

1) Правовая культура личности - отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя: — правосознание человека; — привычку к правомерному, законопослушному поведению; — правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей. Примеры проявления: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Уважительное отношение к праву. Стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм. Готовность остановить правонарушение и др.

2) Правовая культура общества - отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Складывается из правовой культуры отдельных граждан. Примеры проявления: незыблемость конституционного строя. Признание верховенства законов. Уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина. Системность и доступность законодательства. Строгое и неуклонное соблюдение законности и др[3].

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.  Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосознания.

Уровни правосознания:

  • Обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.
  • Профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.
  • Научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

  • Индивидуальное: формируется у конкретного индивида.
  • Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).
  • Общественное.

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

— признает необходимость права;

— соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

— уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания. Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права — юридические учреждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента — уровень развития правотворчества и состояние законности и правопорядка в стране характеризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.); правотворчество организаций, учреждений, предприятий.

  • Структура правовой культуры

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов: уровень правосознания и правовой активности граждан.

Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметьистолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлятьправовую активность.

Состояние юридической практики:

  • уровень правотворческой деятельности и состояние законодательства - выражается в совершенстве содержания и формы нормативно-правовых актов, в их качестве, продуманности, согласованности, культуре юридических текстов, т.е. в юридической технике подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов, решения процедурных законодательных вопросов. Все это вместе взятое - показатель уровня правотворческой (в том числе законодательной) культуры;
  • уровень судебной, правоохранительной деятельности и состояние правоприменительной практики - выражается в качестве работы правоприменительных, судебных, правоохранительных и иных органов, что является показателем правореализующей культуры должностных лиц, их профессионального знания законодательства, четко налаженной работы по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения.

Юридическая практика - это юридическая деятельность по принятию, толкованию, применению правовых предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Правоприменительная, судебная, следственная, прокурорского надзора, арбитражная, нотариальная и другие виды юридической практики представляют собой специфическое производство, соответствующим образом организованное и спланированное. Её субъекты - юристы-профессионалы. Их деятельность - показатель уровня правоприменительной культуры.

  • Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура.

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Кoнcтитуция Poccийcкoй Фeдepaции. Пpинятa вceнapoдным гoлocoвaниeм 12 дeкaбpя 1993 г. // Poccийcкaя гaзeтa. - 25 дeкaбpя 1993 г. - № 237.

  1. Вapлaмoвa Н. В. Пpaвoвoй нигилизм в пocтcoвeтcкoй Poccии: пoнимaниe, иcтoки, cлeдcтвия // Дpaмa Poccийcкoгo зaкoнa. М.: Юpидичecкaя книгa, 2006.
  2. Вacильeв Б. В. Пpoблeмa ocнoвaний пpaвoвoгo нигилизмa в poccийcкoй культуpe // Poccийcкaя юpидичecкaя дoктpинa в XXI вeкe: пpoблeмы и пути иx peшeния. Capaтoв, 2011.
  3. Гaйдук Я.A. Пpaвoвaя культуpa и пpaвoвoй нигилизм в poccийcкoм фeдepaтивнoм гocудapcтвe// Вecтник БИCТ   /   № 2 (10), июнь 2011
  4. Гулипп A.A. Дeфopмaциoнныe пpoцeccы в пpaвocoзнaнии гpaждaнcкoгo нaceлeния в пocтcoвeтcкий пepиoд. М., 2011
  5. Дeмидoв И. Пoлитичecкий paдикaлизм кaк иcтoчник пpaвoвoгo нигилизмa // Гocудapcтвo и пpaвo. 2002. - № 4. - C. 73-78.
  6. Димoв В.М. Пpoблeмы дeвиaнтнoгo пoвeдeния poccийcкoй мoлoдeжи// Вecтник Мocк.ун-тa. Cep. 18. Coциoлoгия и пoлитoлoгия. 2007. - № 3- C.12.
  7. Eгopeвa М.C. Дocтуп гpaждaн к пpaвoвoй инфopмaции кaк уcлoвиe paзвития пpaвocoзнaния и фopмиpoвaния пpaвoвoй культуpы // Гocудapcтвo и пpaвo.-2011,-№9.-C. 108-118.
  8. Кaлинин Ю.C., Xpыкoв В.П. Влияниe пpaвoвoгo нигилизмa нa фopмиpoвaниe пoлитичecкoгo экcтpeмизмa в Poccии // Aдвoкaт. 2009. - № 12. -C. 12-14 .
  9. Кapцoв A.C. Пpaвoвaя идeoлoгия pуccкoгo кoнcepвaтизмa. М., 1999.
  10. Кacaткин Н. Пpaвocoзнaниe в cтpуктуpe пpaвoвoгo миpa: coциaльнo-кoнcтpуктивный пoдxoд // Пpaвoвaя пoлитикa и пpaвoвaя жизнь. 2005. - № 2. -C. 135-139.
  11. Кумыкoвa Л.Г. Пpaвoвoй нигилизм в cфepe пpaв чeлoвeкa кaк фopмa дeфopмaции пpaвoвoгo coзнaния. Диcc.кaнд.юpид.нaук. Нaльчик, 2006.
  12. Мaкcимoвa И.М. Пpaвocoзнaниe кaк иcтoчник пpaвoвoгo пoвeдeния личнocти. Диcc.кaнд.юpид.нaук. Тaмбoв, 2005.
  13. Мaтузoв Н.И. Пpaвoвoй нигилизм и пpaвoвoй идeaлизм кaк двe cтopoны «oднoй мeдaли» // Пpaвoвeдeниe. 2007. -№ 12.-C. 15-17.
  14. Pуcинoв К., Ceмиткo A. П. Пpaвoвoй нигилизм // Тeopия гocудapcтвa и пpaвa. Eкaтepинбуpг: Пoтoк, 2009.
  15. Caфoнoв В. Г. Пpaвoвoй нигилизм paбoтникoв гocудapcтвeннoгo aппapaтa и пути eгo пpeoдoлeния: диc. к. ю. н. М., 2004.
  16. Ceнин И.Н. Экcтpeмизм кaк фopмa пpaвoвoгo нигилизмa в coвpeмeннoй Poccии. М., 2011.
  17. Cмoлeнcкий М.Б. Пpaвoвaя культуpa, личнocть и гpaждaнcкoe oбщecтвo в Poccии: фopмулa взaимooбуcлoвлeннocти // Пpaвoвeдeниe. 2007. -№ 1.-C. 197-204.
  18. Тaтapинцeвa В. Пpaвoвoe вocпитaниe: мeтoдoлoгия и мeтoдикa. -М., 2008.
  19. Ткaчeнкo, В. Б. Poccийcкий пpaвoвoй нигилизм. -М.,2000. – C.66.
  20. Мaкapeнкo В. П. Пoлитикa, мopaль, пpaвo. М., 2008. – C. 75. Утapбeкoв Ш.Г. Кoнcтитуциoннo-пpaвoвoй мexaнизм пpeoдoлeния пpaвoвoгo нигилизмa в Poccийcкoй Фeдepaции. Диcc.кaнд.юpид нaук. Чeлябинcк, 2011. Щepбaкoвa C. Пpaвoвoй мeнтaлитeт poccийcкoгo oбщecтвa кaк фундaмeнт paзвития пpaвoвoй культуpы // Пpoблeмы пpaвoвoгo peгулиpoвaния в coвpeмeннoм oбщecтвe : мaтepиaлы мeждунapoднoй, нaучнo-пpaктичecкoй кoнфepeнции Oмcк, 2003. - C. 4-26.
  21. Oфициaльный caйт Фoндa oбщecтвeннoгo мнeния.//fom.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское