Введение
- Анализ статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- Правовые основы неприкосновенности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Заключение
Список использованных правовых источников и литературы
Федеральное собрание Российской Федерации играет главную роль в системе разделения властей. Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента Российской Федерации, а также закрепление статуса члена Совет Федерации и депутата Государственной Думы имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него система сдержек и противовесов по отношению к остальным ветвям власти, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.
Эффективное функционирование парламента как волеизъявления народа в законодательной деятельности способствует становлению демократического правового государства в Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации является безусловно сложным механизмом, с наличием широкого спектра функций, а также связей и отношений с иными институтами: как общественными, так и государственными. Именно этим обусловлена специфика формирования, устройства и функционирования. Парламент Российской Федерации, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени — с момента принятия Конституции 1993 года до настоящего времени.
Тема актуальна, поскольку изучение конституционно-правового статуса парламентариев и форм народовластия важно для развития юридической науки и демократического государства. Необходимо учитывать изменения в законодательстве и определять роль органов народного представительства и статус депутатов в политической системе.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие особенности правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Российской Федерации.
Предметом исследования — является совокупность конституционно-правовых и иных норм, регламентирующих правовой статус и парламентскую неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Российской Федерации.
Целью работы является анализ особенностей и различий правового статуса и правового регулирования неприкосновенности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основы парламентаризма в Российской Федерации и правовой статус члена Совет Федерации и депутата Государственная Дума;
- выявить различия в статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- проанализировать особенности в правовом регулировании статусов члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы;
- проанализировать парламентскую неприкосновенность в Российской Федерации;
- рассмотреть конкретные примеры лишения неприкосновенности членов парламента.
При проведении исследования были использованы методы: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и метод системно-структурного анализа.
Степень изученности темы исследования. Анализ действующего законодательства Российской Федерации, практика его реализации, проблемы дальнейшего совершенствования правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно исследовались отечественными правоведами.
Общетеоретической основой исследования особенностей правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации послужили работы таких ученых-правоведов, как: Н.Н. Алексеев, М.В. Баглай, М.И. Брагинский, В.Б. Исраелян, О.И. Ковалев, Л.А. Нудненко, И.И. Фурман и других. Базовые конституционные нормы, закрепляющие положение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, стали предметом изучения следующих ученых: С.А. Авакьяна, А.А. Безуглова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.А. Солдатова и других. Безусловно, необходимо отметить вклад ученых в разработку проблемы статусов члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, однако необходимо признать факт, что на данный момент тема остается не до конца изученной. Это обусловлено динамикой изменения законодательства.
Правовая основа включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. № 49 “О некоторых вопросах государственной гражданской службы Российской Федерации”.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка использованных правовых источников и литературы.
- АНАЛИЗ СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основы парламентаризма и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В научной доктрине и на практике проблемы также вызывает определение типа (вида) республики, установленной в Российской Федерации.
Среди ученых сформировалось три основных подхода:
- президентская республика, лишь с некоторыми особенностями, которые в принципе не колеблют классическую схему[1].
- полупрезидентская (смешанная) республика.
- суперпрезидентская республика.
Сторонники первого подхода строят свою позицию на двух основополагающих характеристиках сложившейся формы правления: исполнительная власть подчинена президенту, и президент избирается народом.
Сторонники второго подхода подчеркивают дуализм исполнительной власти: она поделена между президентом и парламентом.
Воздействие законодательной ветви власти на исполнительную весьма формально. Государственная Дума принимает участие в согласовании кандидатуры главы Правительства, а также наделена правом выражения вотума недоверия. Однако, последнее воздействие может быть нейтрализовано путем роспуска Думы по решению Президента. В результате окончательное решение остается именно за главой государства.
Формальный характер можно отметить и в части отнесения министерств и ведомств к исполнительной ветви власти. Например, целый ряд ведомств подчинен непосредственно Президенту и выведены из сферы контроля председателя Правительства.
При таких обстоятельствах представляется более верным обозначать сложившуюся в России форму правления как «суперпрезидентскую» республику. Данное понятие отражает объем полномочий Президента Российской Федерации и его роль в государстве. В данном типе республики Президент приобретает, по известному выражению Ю.А. Тихомирова, «облик типичного вождя (по французской терминологии – «монархического президента»), дарующего права и свободы гражданам и гарантирующего сохранение немногих оставшихся в условиях российской действительности атрибутов республиканской формы правления»[2].