Введение
1. Национальная идея
2. Национальные культуры в конфликтных процессах в России
3. Причины национальных противоречий
4. Русские в ближнем зарубежье. Проблемы миграции.
5. Сравнительное исследование положения русских в Эстонии и Узбекистане
Заключение
Список литературы
Для политической науки и российской политической практики тема «национальная идея» является одной из наиболее сложных и противоречивых. По словам известного политолога A.M. Салмина она «неуловима, как, Протей, и загадочна, как Сфинкс». Хотя некоторые исследователи вообще отказывают ей в праве на существование (по крайней мере, в рамках научного анализа), она остается в числе наиболее обсуждаемых тем. Значительное внимание ей уделяют и зарубежные специалисты, в том числе и те, кто иначе видит цели, использует другие методы анализа проблемы или употребляет другие термины («американская мечта», европейская идея и т.д.).
Проблематика национальной идеи напрямую связана с выбором и реализацией нацией своего пути развития, роли и места в мире, как своеобразного ответа вызовам истории. Политические культуры таких стран, как США, Великобритания, Германия, Франция несут в себе «оригинальный» ответ этим историческим вызовам. Национальная идея как поиск собственного культурно - исторического идеала, формирующего вектор развития государства и общества, характерна и для стран, освободившихся от формальной или фактической зависимости от ведущих мировых держав (Китай, Индия, Латинская Америка и т.п.). И, наконец, сегодня национальная идея выступает как своего рода ответ на политико-культурный вызов для стран бывшей социалистической системы. Это, прежде всего, касается России, поскольку она как никакая другая бывшая социалистическая страна, претендует на свой собственный ответ вызовам современности.
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что для преодоления кризисного положения во всех сферах общественной жизни, в том числе в общественном сознании, необходим поиск новых, объединяющих нас идейных концепций. Как отметил Президент Российской Федерации, Д.А. Медведев: «каждая уважающая себя нация в тот или иной исторический период должна иметь набор ценностных представлений, которые значительная часть этой нации должна разделять. И желательно, чтобы они разделялись не по принуждению, а на основе личных убеждений».
Национальная идея
Поиск национальной идеи в такой многоукладной, многоэтнической, многоконфессиональной стране, как Россия - задача весьма трудная, которая осложняется целым рядом внешних и внутренних факторов, тормозящих процесс ее становления, которые следует принять во внимание и представить таким образом, чтобы обеспечить самоидентификацию нашей страны, что является необходимым условием становления национальной идеи России. Все это в совокупности делает проблему национальной идеи актуальной для политологического исследования и значимой для политической практики.
Начало поиска собственной национальной идеи для России восходит к истокам формирования национального самосознания, культурной идентичности, становления государственности. К первым произведениям по данной тематике специалисты относят: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона; «Повесть временных лет», приписываемая монаху Киевско-Печерского монастыря, Нестору; работы Феодосия Печерского, учителя Нестора и ряда других мыслителей. Уже в их учениях были заложены духовные идеи - концепты, ставшие фундаментом «русской идеи». Важной вехой эволюции русской идеи эпохи Московского царства стала концепция монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея, известная как «Москва — Третий Рим». До начала XIX в. этот термин носил преимущественно религиозный характер, но уже с первой четверти XIX в. тема национальной идеи становится центральной в русской философской мысли. Особая роль в этом принадлежит П.Я. Чаадаеву. В его работах «Философические письма», «Апология сумасшедшего» подчеркивается культурно -историческая «особость» России, которую, однако, надо доказать и осознать[1]. Публикации П.Я. Чаадаева, способствовали появлению в 30— 40-х гг. XIX века течений «западников» и «славянофилов», спор между которыми в измененных формах продолжается и по сей день.
Особая роль в рамках данной тематики отводится Ф.М. Достоевскому, который в 1861г. впервые ввел термин «русская идея». Впоследствии основополагающие мысли в общем определении русской идеи были высказаны родоначальником философии всеединства В.С.Соловьевым.
[1] Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего; Философические письма. Россия глазами русского. - Спб.: Наука, 1991.
Арутюнян Ю.В. - член-корреспондент РАН. «Русские в ближнем зарубежье» (по материалам сравнительного этносоциологического исследования в Эстонии и Узбекистане), Этносоциология, 2003 г.
Арутюнян Ю.В. «Русские. Этносоциологические очерки». М., 1992.
Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России- М.: С.и К., 1997
Дробижева Л..М. «Асимметричная федерация: взгляд из Центра, республик и областей». М., 2001
Мукомель В.И. «Миграционный потенциал и перспективы иммиграции соотечественников из государств СНГ и Балтии». Этнопанорама № 3., 2001.
Население России 2001 г. 9-й ежегодный демографический доклад. Отв. редактор Вишневский А.Г. М, 2002.
Осипова Г.В. «Реформирование России – реальность и перспективы» Экономические новости России и содружества. № 17, М., 2002.
Пароль В. «Особенности социально-политической ситуации в Эстонии и основные пути ее нормализации» // Русские в Эстонии. Таллинн, 2000
Савоскул С.С. «Миграционная ситуация, переселение и адаптация в России». М., 1997
Савоскул С.С. «Русские в новом зарубежье». М., 2001.
Сатаров Г.А. Россия в поисках идеи. — М.: Известия, 1995.
Сванидзе II., Сванидзе М. Медведев. - Спб.: Амфора, 2008. - С.9.
Семенов В.М., Матюнина Е.В. «Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России»
Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего; Философические письма. Россия глазами русского. - Спб.: Наука, 1991.