Введение
1. Социокультурный кризис и сценарии выхода из него
2. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису
3. Пути преодоления кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: diplomstud
Год: 2014 | Страниц: 19
Введение
1. Социокультурный кризис и сценарии выхода из него
2. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису
3. Пути преодоления кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые в конечном счете приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия это лишь мгновение в бесконечных изменениях.
Тема кризиса может рассматриваться как одна из общезначимых и сквозных в философии. Eй посвящено немало книг и статей. Есть все основания утверждать, что на фоне весьма обширной и разноплановой проблематики в философских исканиях работы, посвященные социокультурному, антропологическому кризису, составляют определенный пласт философских исследований. Трудно найти такого мыслителя современности, который бы не обращался к исследованию кризисной ситуации, сложившейся на рубеже веков. К теме кризиса обращались многие представители западноевропейской философии - Э. Гуссерль, Г. Зиммель, М. Хандеггер, X. Ортсга-и-Гассет, Р. Гвардини, А. Камю и др. Особое место анализ кризисного мироощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной философии: Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова и др.
Обращение в философской литературе к анализу причин, природы и последствий кризиса, его влияния на эволюцию кризисного мировосприятия, кризисного сознания сыграло существенную роль в развитии философии, социологии, культурологии, а также на формировании одного из магистральных направлений в современных исследованиях - глобалистики.
Кризис, кризисное сознание - центральные понятия философии кризиса. В самом своем общем виде кризис есть нарушение прежнего равновесия и в то же время переход к новому равновесию.
В социальных науках принято различать стабильное и кризисное состояние общества. Первое означает устойчиво воспроизводящийся порядок. Второе служит способом движения социальной системы от прежнего состояния, через дезинтеграцию и конфликт, к новому состоянию. В ходе своей эволюции любое общество неоднократно проходит динамический цикл «стабильность-кризис-новая стабильность».
Кризисы бывают частичные и общие. Среди общих кризисов наиболее универсальный характер имеет социокультурный кризис, объемлющий как совокупность социальных отношений, так и культуру, равно как и их взаимодействие.
Социокультурный кризис свидетельствует об исчерпании возможностей саморазвития общества в данном его качестве.
Общество, переживающее патологический социокультурный кризис может быть квалифицировано как кризисный социум. Это состояние общества характеризуется уникальным сочетанием параметров социального и культурного развития, затрагивающим такие сферы социальной жизни, как политическую, экономическую, производственную, собственно-социальную (дезинтеграция социальных групп, институтов, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами), и культурной жизни - духовно-нравственную, трудовую, этническую, экологическую и др.
1. Социокультурный кризис и сценарии выхода из него
В эпоху заката индустриального общества центр тяжести философских и культурологических исследований переходит к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления. В настоящее время главное место в философии начинают занимать теории культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них
Кризис является необходимым и закономерным этапом в развитии современной культуры, ее динамика представляет собой не¬прерывный процесс разрушения и обретения идентичности, дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, архаизации и обновления, рассогласования и гармонизации социального и культурного миров. Можно говорить о наступлении «эры кризисов», связанных с ускорением социокультурного развития, всеусложняющейся дифференциацией, непрерывной инновизацией различных сфер жизни общества - в результате утрачивается тождество человека с самим собой и единство социума. В современном обществе одной из базисных ценностей является обновление, новаторство. В результате социальные и культурные подсистемы подвергаются постоянному изменению, а, следовательно, находятся в состоянии непрерывного кризиса. Идея стабилизации является одной из самых главных для современного общества. Стабильность понимается как естественное, нормальное развитие общества в противовес нестабильности, часто отождествляемой с кризисом. Легитимность существующего строя во многом зависит от уровня политической культуры населения, от поддержки со стороны избирателей данной системы власти и представляемых ею ценностей. При этом активность и вовлеченность населения в политическую игру, значимость общественного мнения является необходимым условием стабильности в рамках демократии. Социокультурные институты функционируют стабильным образом, если они основываются на тех же ценностях и установках, господствующих в семье, в системе образования, в сфере обыденной жизни. Кроме того, важнейшей чертой стабильного общества является существование определенных моделей поведения, которые являются социально приемлемыми и не нарушаются индивидами, поскольку обладают статусом психологической привычки и социального стандарта.
1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 2012. - 236 с.
2. Волчек Е.З. Философия: Учеб. пособие2-е изд., испр.. - Минск: Плюсминус, 2011. - 296 с.
3. Иконникова Г. И. Философия: учеб. пособие для гум. напр. и спец. вузов / Лавриненко, В. Н.; под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 2011. - 512 с.
4. Лавриненко В.Н. Социальная философия : учеб. пособие для вузов/Ратников, В.П.; под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2013. - 240 с.
5. Мунье Э. Что такое персонализм? - М.: Гарардики, 2000. – 220 с.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2010. - 334 с.
7. Философия: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М. : Юрист, 2013. - 304 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!