Введение
I Систематизация законодательства: общие
1.1 Понятие систематизации
1.2 Значение систематизации
II Современное состояние систематизации
2.1 Характеристика видов систематизации
2.2 Способы систематизации
2.3 Актуальные вопросы систематизации
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Обоснованность вопроса, прежде всего, ассоциируется с тем, что определяя человеческую деятельность, юридические предписания придают отношениям между людьми определенный характер, а точнее, превращают их в юридические отношения. Человек в любой своей деятельности руководствуется определенными нормативными правилами и требованиями в процессе избрания модели поведения во взаимодействиях с другими людьми с той позиции, которая разграничивает правом их интересы.
Теоретическая и практическая значимость исследований систематизации нормативных актов, прежде всего, связана с выявлением проблемных вопросов осуществления систематизации правовых актов в определенных формах и возможности новых разработок причин данного явления с целью нахождения новых методов и способов устранения противоречивых вопросов в современном регулировании общественных отношений.
Степень разработанности темы. Обзор научных материалов, имеющих существенную значимость для настоящего исследования, представлен авторскими трудами следующих специалистов права: М. К. Жданова, М. Л. Давыдова, А. Н. Заманова, А. А. Мецгер, А. В. Минбалеев, Т.А. Полякова, Н. А. Троян, Ю.В. Анохин, А.Х. Рамазанов, Л.М. Исакаева, М.И Росенко., Н.Н. Соколов, Я.С. Перегудов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области осуществления систематизации нормативных правовых актов как завершающей стадии правотворчества.
Предметом исследования является российский системообразующий свод (законодательство) нормативно-правовых актов, содержащий законодательные конструкции разно отраслевых положений, являющихся основами регулирования и формирующий определенный правовой режим для возникающих общественных отношений.
Цель исследования состоит в анализе отдельных проблемных вопросов систематизации нормативных актов.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
– изучить понятие систематизации нормативно-правовых актов;
– охарактеризовать значение систематизации нормативно-правовых актов;
– исследовать характеристику видов систематизации нормативно-правовых актов;
– проанализировать способы систематизации нормативно-правовых актов;
– рассмотреть отдельные актуальные вопросы систематизации нормативно-правовых актов с позиции теоретического и практического осмысления.
Методология исследования. Для анализа научного и учебного материала применялись следующие необходимые в работе методы: в качестве общенаучных (диалектический, системный, логический), так и частно-научные методы формально-юридический, прогностический, синтеза различных источников юридической литературы.
Область применения. Исследовательский материал курсовой работы может послужить ориентиром для последующих научных разработок и отражения их результатов в различных учебных материалах, необходимых для познания и более детального понимания дисциплины «теории государства и права».
Структура курсовой работы сформирована следующим образом: введение, две главы с двумя и тремя подразделами (параграфами) соответственно, заключение, список использованных источников.
I СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
- Понятие систематизации нормативно-правовых актов
Право - это сложное и многообразное явление. Учитывая подход изучения правовой природы права, формируется определенный уровень сознания и правовой культуры, в том числе, от которого зависит правовой порядок в общественном взаимодействии, отношение граждан к своему государству и устоям общества, но в тоже время и к исполнению необходимых правил и требований внутреннего регламента этого государства. В связи с динамикой возникновения общественных отношений и необходимостью совершенствования правового алгоритма выстраивания конструктивных моделей регулирования, возникающих в обществе отношений, законодателем совершенствуется и нормативно-правовой ресурс их регулирования, путем внесения законодательных поправок или признанием нового нормативного акта.
Подобную систему, которая ориентирует направления правового режима для общественных процессов, как правило, формируют и характеризуют нормативно-правовые акты, которые ее составляют. Основными целями подобной систематизации нормативно-правовых актов, как отмечается специалистами права, являются следующие категории:
«– создание стройной системы нормативных правовых актов, обладающих качествами полноты, доступности и удобства пользования;
– устранение устаревших и неэффективных норм права;
– разрешение юридических коллизий;
– ликвидация пробелов;
– обновление законодательства и повышение его качества»[1].
Современное состояние российского законодательства характеризуется присутствием множества нормативно-правовых актов разно отраслевой направленности и разных уровней принятия, фактически принимают определенные систематизированные формы. Формулирование понятия подобной систематизации правового материала документов, в понимании правоведов имеет следующее представление: «Систематизация это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему»[2].
Как правило, систематизацию нормативно-правовых актов связывают с процессом их упорядочения. Как отмечается одним из правоведов о концепции данного понятия, то в частности, дается следующая вполне схожая формулировка: «Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов»[3].