Введение
1. Основы деятельности органов образования
1.1 Система управления образованием в России: структура, функции управления
1.2 Принятие управленческих решений как основа менеджмента
2. Управленческие решения органов образования
2.1 Особенности принятия управленческих решений в образовании
2.2 Информационно-психологические аспекты управленческих решений
2.3 Суть проектно-ориентированного управления, как современного подхода к управлению
Заключение
Список литературы
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что последнее десятилетие ознаменовалось для России быстрыми изменениями в экономической жизни. Современные условия определяют ориентацию учебных заведений на интенсивные методы работы, поиск оптимальных систем управления персоналом, принятие эффективных управленческих решений и т. Д.
Проблема исследования связана с тем, что развитие рыночных отношений в России предъявляет новые, более высокие требования к национальной системе образования, обуславливает преемственность ее обновления, приводит к формированию образовательных отношений, основанных на инициативной деятельности образовательных организаций по диверсифицировать процесс реализации образовательных услуг - образовательное предпринимательство. В связи с этим особое значение приобретает управление образованием, которое понимается нами как вид профессиональной деятельности людей в сфере образования при организации достижения системы целей, принятых и реализованных с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческий фактор.
В последние годы среди специалистов возникли разногласия относительно стратегии развития российского образования в XXI веке, какие критерии качества образования наиболее оптимальны и способны обеспечить ожидаемые высокие результаты, какие методы и средства следует использовать в образовании в процессе управления не утихает.
Новизна подхода к проблеме, поставленной в данной работе, заключается в комплексном анализе проблем управления образовательными учреждениями, как с традиционным подходом к управлению, так и с альтернативным проектно-ориентированным управлением в сфере образования.
Цель работы: раскрыть процесс принятия решений в образовательной организации.
Предметом исследования является управление образовательными учреждениями в России, а объектом исследования являются образовательные учреждения.
Для достижения этой цели последовательно решаются следующие исследовательские задачи:
провести анализ теоретической и методической литературы и практических исследований по теме работы.
определить особенности российской системы управления образованием и укажите основные проблемы в этой области.
обосновать особенности принятия управленческих решений в образовании.
определите способы оптимизации управленческих решений, принимаемых органами образования.
рассмотреть перспективы проектно-ориентированного управления персоналом образовательного учреждения и проанализировать примеры его применения.
сделать выводы о способах повышения эффективности деятельности органов управления образованием с использованием традиционной модели управления и альтернативно-проектно-ориентированного метода управления образовательным учреждением.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - функциональный анализ системы органов образования,
-системный анализ процесса принятия управленческого решения в образовании,
- сравнительный анализ теории и практики проектно-ориентированного подхода к управлению учреждениями образования,
-метод дедукции и индукции.
1. Основы деятельности органов образования
1.1 Система управления образованием в России: структура, функции управления
Система управления образованием в России является «одной из подсистем управления обществом, которая имеет определенную внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития». Это комплекс подсистем низшего класса, элементов управления и их Отношения, естественно, связаны в единое целое, которое обладает свойствами, которые не присущи его отдельным частям. Характеризуется следующими особенностями Атаманчук Г.В. Теория управления:
- это полный набор взаимосвязанных элементов;
- является подсистемой более сложной системы управления единым народнохозяйственным комплексом, способствующей выполнению функции установления необходимой связи потребителей образовательных услуг с их производителями (образовательными учреждениями);
- находится в единстве с окружающей средой и в то же время относительно независим от нее, так что они влияют друг на друга (различие между системой управления образованием и ее средой является важным методологическим методом, позволяющим определить место и целевую функцию этой системы в более общей и широкой системе);
- имеет внутреннюю (между частями системы) и внешнюю (между системой и средой) связь; иерархическая структура, определяемая составом элементов, подсистем и их отношений и состоящая из ряда уровней управления - относительно изолированных структурных субъектов, различающихся по своему статусу (правам и обязанностям);
- обладает определенными стабильными свойствами;
- способен меняться в соответствии с изменившейся реальностью, то есть способен к развитию и самосовершенствованию.
Система управления образованием включает цели, предмет, объект и их отношения, принципы, функции, методы, информацию, процесс, технологию и организационную структуру.
Система органов образования, как и любая другая самоуправляемая и динамичная, присуща наличию двух взаимосвязанных элементов: менеджера (субъекта) и управляемого (объекта). Субъектами являются органы государственного и муниципального управления образованием, руководство общественных образовательных объединений. Объектами системы управления образованием являются организационно организованные группы людей: учебные заведения и организации, предприятия, входящие в отраслевую систему образования.[1]
Управление образованием, как и всей социокультурной сферой в России, является целенаправленным. Определение целей является основополагающим принципом, который регулирует функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и заканчивая оценкой эффективности (соответствия достигнутым целям).
Арзякова О. Н., Платонов А. М. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия // Университетское управление. 2010. № 3(14). С. 50-53.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега, 2010. С. 29-30.
Багутдинова Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2009. - № 9.
Белый Е. М., Романова И. Б. Децентрализация управления университетом // Качество. 21 век. 2003. № 3. Интернет-ресурс - http://quality21.ru/.
Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
Бочаров В.Д. Системность в управлении. М.: 2010, Владос, С. 13.
Буслов Е. В., Кудрявцев Ю. А., Сырых В. М. Кодекс Российской Федерации об образовании - стратегический путь совершенствования образовательного законодательства в Российской Федерации// Право и образование. - 2001. №4. - С. 24-27.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экономических специальностей вузов-М.: Высшая школа, 1994.-224 с.
Горемыкин М. Это мы не проходили ... //Вестник образования. 2003. №2, с.57
Гребнев Л.С. Управление содержанием гуманитарного образования в России: правовой, целевой и технологический аспекты. /Л.С. Гребнев. - М., Владос, 2010.
Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета / А.О. Грудзинский // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 3(26). С. 24-37.
Гуманизация образования - императив XXI века/Науч. ред. - И.А. Зимняя. - М. - Набережные Челны: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 242с.
Диев В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция- Н.: Новосибирское изд-во, 1998.- 230 с.
Доклад международной комиссии по образованию для XXI века: Образование: сокрытое сокровище. - М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - 295 с.,
Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы. //Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2009 г.). Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». Выпуск 1. / Под ред. Ю.Н. Солонина. / С.И. Дудник, М.О.Мухудадаев - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 09.02.2007) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.02.2007)// Парламентская газета от 08.02.2007
Инновации в российском образовании: среднее профессиональное образование-М.: «Дело», 2010.- 123 с.
Информационные системы. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Волковой, Б.И. Кузина.- СПб.: Изд-во СП6ГТУ,1998.-213 с.
Ковалев А.И., Закотнов В.В, Липкина Е.Д., Люшня В.П. Система высшего образования: информационная среда, экономика, менеджмент: учебное пособие / Под ред. А.И. Ковалева.- 3-е изд. перераб. и доп.- Омск: Издательство ОмГПУ, 2009.-183 с.
Корольков В., Взятышев В., Романкова Л.И.. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 15.
Красников В.С. Разработка управленческих решений. М.:Дело, 1999.- 355с.
Макаркин Н. П., Томилин О. Б., Фадеева И. М. Матричное управление в высшем учебном заведении // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1(30). С. 43-47.
Маркова О.Ю. Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2009 г.). Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». Выпуск 1. / Под ред. Ю.Н. Солонина. / О.Ю. Маркова - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009.
Материалы по нормативно-правовому и законодательному обеспечению основных мероприятий проекта реформ образования./ Руков. группы разработчиков Е. А. Кульков. - М.: ВШЭ (университет), 2010.
Модернизация образования // Поиск, №22, 2 июня 2010 г. С. 10.
Наумов А.Р., Чекмарев В.В. Социодинамика процессов управления образовательным производством // Университетское управление. 2003. № 2(25). С. 18-24.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 4.10.2010 г., №751. - М.: 2010. - 7с. - Консультант Плюс
Образовательная политика России (Проект по состоянию на 19 июня 2001 г.)// Государственный совет Российской Федерации. - М.: 2001. - 27с.
Общий менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Казанцева А.К.-М.: Экономика, 1999.-354 с.
Приказ Минобразования РФ от 15 июня 2001 г. № 2403 «О реорганизации совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации Минобразования России» - Консультант Плюс.