Введение
1. Новорождѐнность: врожденные предпосылки развития. Становление органических систем у новорожденного
2. Младенчество. Сенсомоторное развитие младенца
3. Предпосылки и этапы речевого развития. Автономная
младенца
4. Становление предметного отношения к миру как причина кризиса младенчества. Нормальное разрешение кризиса младенчества
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире обращается на проблемы раннего детства. Этот интерес не случаен, так как установлено, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Будущее ребенка во многом зависит от условий, в которых оно будет происходить.
Социальная ситуация психического развития младенца, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта чрезвычайно важны для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации является положительный эмоциональный фон. Основным ведущим видом деятельности ребенка в младенчестве является эмоциональное непосредственное общение, субъектом которого для ребенка является взрослый. Первая потребность, которая формируется у ребенка, - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым, ребенок может сам стать личностью. Все вышесказанное определяет актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть развитие субъектности ребенка на первом году жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть врожденные предпосылки развития новорожденности и становление органических систем у новорожденного;
- охарактеризовать сенсомоторное развитие младенца;
- рассмотреть предпосылки и этапы речевого развития и автономную речь младенца;
- охарактеризовать становление предметного отношения и нормальное разрешение кризиса младенчества.
-
Новорождѐнность: врожденные предпосылки развития. Становление органических систем у новорожденного
Человеческий ребенок родится совершенно беспомощным. Долгое время новорожденный лежит неподвижно, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо дергает руками и ногами.
Человеческий ребенок «вооружен» от рождения гораздо слабее, чем молодые животные. Основные действия и поведенческие реакции, необходимые животным, «записываются» в их мозгу и появляются сами собой сразу же или по мере созревания организма. Мозг новорожденного содержит ограниченное количество «записей» готовых действий. Но большая часть мозга ребенка свободна и приспособлена к тому, что ребенок узнает от взрослых. Ребенок учится человеческим действиям в течение жизни [10, с. 92].
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Рождение - это большое потрясение для организма ребенка. Из вегетативного, вегетативного существования в относительно постоянной среде (материнском теле) он переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным числом часто меняющихся раздражителей, в мир, где он станет разумным человеком.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивается врожденными механизмами. Она рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения активизируются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение) [10, с. 93].
В первые дни вы также можете отметить следующее. Сильное раздражение кожи вызывает защитное снятие, мелькание предмета перед лицом-сдавливание, а резкое увеличение яркости света-сужение зрачка. Эти реакции являются защитными рефлексами.
Помимо защитных, новорожденные могут обнаруживать реакции, направленные на контакт со стимулом. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдения установили, что уже в период с первого по третий день сильный источник света заставляет голову поворачиваться: в ясли роддома в солнечный день головы большинства новорожденных, как подсолнухи, поворачиваются в сторону света. Доказано также, что даже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно движущимся источником света. Приблизительно-пищевые рефлексы тоже легко срабатывают. Прикосновение к уголкам губ, щекам вызывает у голодного ребенка реакцию: он поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот [7, с. 84].
Кроме этих, у ребенка есть еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс - ребенок сразу же начинает сосать предмет, помещенный в рот; цепляющий рефлекс - прикосновение ладони вызывает хватательную реакцию; рефлекс отталкивания (ползания) - при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. В последние годы ученые доказали, что некоторые рефлекторные реакции возникают еще до рождения. Итак, через восемнадцать недель у плода формируется сосательный рефлекс.
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 336 c.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
3. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
4. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2017. - 368 c.
5. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2018. - 420 c.
6. Мандель, Б. Р. Возрастная психология / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2017. - 352 c.
7. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319 c.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
9. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
10. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.