Введение
1. Понятие, виды референдумов
1.1 Понятие референдума
1.2 Классификация и виды референдумов
2. Правовое регулирование референдума в РФ
2.1. Назначение референдума
2.2 Подведение результатов, реализация решения референдума
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования современного общества, формирование в России правового государства способствуют развитию народовластия, совершенствованию форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. Признание многонационального народа РФ единственным источником власти означает необходимость создания правовых и организационных условий для непосредственного осуществления власти гражданами РФ.
Необходимо указать на такие традиционные проблемы непосредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неразбериха в формулировках, проблема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства, а также новоявленные проблемы последнего времени, как-то: не подконтрольность финансовых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, обман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рекламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.
Референдум, будучи одним из основных институтов народовластия, имеет важное значение для современного российского конституционализма, определения направлений развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов. Государственная власть и местное самоуправление функционируют устойчиво и эффективно лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе и путем референдумов.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить процесс развития института референдума в мировой и отечественной политической и юридической практике;
2. Охарактеризовать институт референдума в современном Российском законодательстве;
3. Выявить проблемы реализации права граждан на проведение референдума и предложить пути их решения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при организации и проведении референдума в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые акты, материалы судебной практики, составляющие нормативную и правоприменительную основу в сфере организации и проведения референдума в Российской Федерации.
1. Понятие, виды референдумов
1.1 Понятие референдума
Референдум - это голосование граждан по наиболее важным вопросам (государственного или местного значения), которое проводится тайно на основе принципов всеобщего равного и прямого волеизъявления. Референдум, наряду с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, является важнейшей формой прямой демократии.
Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них[1].
Основными признаками референдума являются:
1 ) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;
3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.
Конституция Российской Федерации - основной источник законодательства о референдуме, как одной из подотраслей российского конституционного права.
В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер. Различия между референдумом и плебисцитом: в ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике. В ходе плебисцита (от лат. «plebs» –простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие к личности[2].
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. 107.2020) // «Российская газета от 25 декабря 1993 года». — N 237.
2.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5 — ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 — ФЗ (ред. от 31.07.2023,) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 — ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Научная и специальная литература
5.Андриченко, Л.В., Виноградов, В.А. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. — 551 с.
6.Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие. — Томский политехнический университет, 2021. —144 с.
7.Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2019. — 410 с.
8.Васильева, С.В. Конституционное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо,2021. — 560с.
9.Глотов, С.А., Фомиченко, М.П. Конституционное право: учебное пособие. — М.: Международный юридический институт, 2021. — 440 с.
10.Киричек, Е.В. Конституционное право России: учебник. — Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2022. — 549 с. Книги с двумя авторами.
11.Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект,2020. — 608с.
- Рябцев В.П. Концептуальные проблемы организации и функционирования прокуратуры. – М., 2018. – 290 с.
13.Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник. — М.: Юрайт, 2020. — 616 с.
14.Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция». — Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2019. — 332 с. 12.Соколов, И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие. — М.: МГИУ, 2010. — 260 с.
15.Шаров, Ф.Л. Конституционное право России: учебное пособие. — М.: МИЭП, 2020. — 132 с.