Введение
1. Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения,
2. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 23
Введение
1. Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения,
2. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Переосмысливая действительность, человек образовывает мировоззрение, исходя из прошедших событий, актуальной реальности настоящего, а также действий и событий, которые должны произойти. Собственный субъективный опыт, прочно оседающий в психике и оказывающий влияние на настоящее, есть у каждого человека. Информацию о внутреннем состоянии психики несет настоящее, а будущее направлено на реализацию задач и целей и отображается в мечтах, снах, фантазиях.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).
Исторический смысл понятия отражения состоит, во-первых, в том, что содержание этого понятия не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, о человеке и обществе оно развивается и обогащается. Второй, не менее важный аспект состоит в том, что в этом понятии заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения.
Активной формой отражения субъектом объективной реальности является психика, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Сознание является высшим уровнем психического отражения и регуляции присущей только человеку как общественно-историческому существу. Признание необходимости для психологов изучать психику, сознание не как нечто самодовлеющее и развивающееся по собственным имманентным законам, а как обусловленное объективным бытием, отражением которого оно является. По мнению А.Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, — передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Цель исследования: Изучить понятие психического отражения.
Предмет: особенности психического отражения.
Задачи:
1. Проанализировать понятие психического отражения.
2. Ознакомится с формы и уровни психического отражения.
3. Рассмотреть психическое отражение как субъективный образ объективного мира.
Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека [6].
Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость – отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.
По мнению А.Н. Леонтьева, отражения является результатом активного процесса, это значит, что для того чтобы возникло отражение, одного только воздействия отражаемого объекта на живую систему, являющуюся субъектом отражения, еще недостаточно. Необходимо также, чтобы существовал «встречный» процесс – деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. В этом активном процессе и происходит формирование отражения, его проверка и коррекция. Если нет этого активного процесса, нет и психического отражения. Как писал Гербарт, для того чтобы возник зрительный образ, еще недостаточно «иметь объект перед глазами», т.е. иметь его проекционный образ на сетчатке. Необходимо еще, чтобы осуществлялась активная работа перцептирующей зрительной системы, необходимо участие ее эфферентных звеньев. Действие субъекта по отношению к объекту и есть тот процесс, который «переводит» отражаемое в отражение [7].
Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / О.Г.Газенко. — М. : Наука, 1990. — 494 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
Дубровина И.В., Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан.– М.: Академия, 2003 – 464 с.
Константинов В. В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов.— СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
Константинов В.В. Развитие психики и сознания (методологический анализ): учебное пособие / В. В. Константинов. – СПб: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2015. - 159 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл,2004. – 352 с.
Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. –М.,1987. С. 18-25.
Прохорова А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.
Щербатых Ю.В. Общая психология / Ю.В. Щербатых. – М.: Питер, 2010. – 272 с.
Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / А.П. Олейникова. – М: «Прометей» МПГУ, 1998. — 252 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!