ВВЕДЕНИЕ
1. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 18
ВВЕДЕНИЕ
1. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном мире, научные исследования в области нейропсихологии занимают центральное место, обеспечивая глубокое понимание взаимосвязи мозга и психологических процессов.
Нейропсихология является одной из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие) и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику. Но в то же время отечественная нейропсихология сформировалась на основе принципиально новой теоретической гипотезы о взаимодействии мозга и психики, сформулированной в рамках культурноисторического подхода с обращением к методологии гуманитарной парадигмы и привлечением знаний из общей и возрастной психологии, психоанализа, философии, лингвистики.
Актуальность исследования современных направлений нейропсихологии обусловлена несколькими факторами. Во-первых, с развитием технологий нейрообразования и нейромодуляции стало возможным более точное изучение мозга на уровне структур и функций, что открывает новые перспективы в понимании нейробиологии человеческого психического состояния.
Во-вторых, в условиях современного общества, населяемого стрессами и быстрыми изменениями, понимание механизмов стрессовых реакций, а также возможностей их регуляции, становится ключевым для разработки эффективных методов психотерапии и поддержки психического здоровья.
Кроме того, с углублением наших знаний о влиянии мозговой активности на когнитивные процессы возникают новые возможности для разработки методов обучения, реабилитации, а также инновационных подходов к улучшению качества жизни людей с нейрологическими расстройствами.
Таким образом, исследование современных направлений нейропсихологии не только расширяет знания о функциях мозга, но и имеет практическое применение, оказывая влияние на различные сферы человеческой жизни, от здравоохранения до образования.
Цель данной работы заключается в изучении современных направлений нейропсихологии.
Задачи исследования:
1. Определить место нейропсихологии в системе научного знания.
2. Описать основные методы нейропсихологии
3. Охарактеризовать основные направления современной нейропсихологии.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ литературы касательно проблемы исследования.
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно – в нашей стране. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия [5, с. 16].
В основе нейропсихологии лежат представления о системном строении высших психических функций, их динамической локализации, о нейропсихологическом синдромном анализе нарушений высших психических функций и т. д. [4, с. 6].
Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.В. Микадзе, обозначая границы нейропсихологии и ее место в ряду других наук, отмечает следующее. Человек – это организм, в тоже время, человек – это личность. Изучая человека на уровне организма, можно выделить ряд подуровней. Так, на нейрофизиологическом уровне анализа исследуется биоэлектрическая активность различных участков мозга. Это уровень отдельных клеток и их функций. На этом уровне мы никогда не объясним причин нашего восприятия, того, «почему человек что-то видит или слышит».
Для того, чтобы объяснить процессы восприятия, надо сделать предметом анализа популяции клеток, нейронные ансамбли, и это уже психофизиологический уровень. На следующем, нейропсихологическом, уровне, мы изучаем целые мозговые структуры, сопоставляем поражение определенной структуры с характером нарушения, возникающим в этом случае. Если же мы говорим о человеке как личности, а не совокупности неких психических проявлений, мы переходим к рассмотрению надындивидуальных категорий, это личностный уровень.
С точки зрения изменений личности человека рассматривают патопсихология, психопатология, психиатрия. И, наконец, человек сам по себе, один, не может быть личностью. Личностью он становится только в общении, когда другие люди говорят о нем: он личность (или не личность). Это уже социальный уровень, на котором человек рассматривается как звено большой социальной структуры. Патология на этом уровне проявляется в отклоняющемся поведении. Что касается границ нейропсихологии, то она не может изучать в целом личность человека, ведь личность не сводится к психическим процессам. В нейропсихологии затрагиваются лишь части сферы бытия человека: его высшие психические функции, сознание, эмоции. Этот научный анализ направлен на исследование частей целого, но на основе исследования частей делаются попытки построения модели целого. Такой подход в науке характеризуется как системный. Он позволяет, с одной стороны, понимать, что различные системы знаний о человеке существуют и развиваются в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении; с другой стороны, дает возможность конкретизировать научное пространство нейропсихологии.
Баранская, Л. Т. Нейропсихология: учебное пособие / Л. Т. Баранская, Е. В. Павлова. – Екатеринбург: УГМУ. 2020. – 115 с.
Вассерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. – СПб: Изд-во «Стройлеспечать», 1997 – 360 с.
Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Р. Лурия. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
Хомская, Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
Хомская, Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е. Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
Юров, Ю. В. Основы нейропсихологии: учебно-методическое пособие / Ю. В. Юров. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 63 с.
Интернет-ресурсы
Основные направления нейропсихологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://detskiy-psyholog.ru/osnovnye-napravleniya-nejropsihologii.html
Практическая нейропсихология [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nadpo.ru/academy/blog/prakticheskaya-neyropsikhologiya/#973
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!