Реферат|Психология

Основные направления психологии в период открытого кризиса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 20

Введение

  1. История возникновения гештальтпсихологии
  2. Общая характеристика гештальтпсихологии
  3. Исследования процесса познания Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки
  4. Динамическая теория личности и группы К. Левина

Заключение

Список литературы

Развитие экспериментальной психологии как науки, получение новых эмпирических результатов, борьба мнений в теоретической области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце 19-го и первые десятилетия 20 в. привело к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Данная ситуация, при существенном отставании теория в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалось и просто неадекватной им, привело к ситуации кризиса в психологической науке.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения социально-политических и экономических противоречий в буржуазном обществе, при его переходе к империализму. Прирост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, идеологии и политике, развитием процесса концентрации господства и капитала, агрессивной внешней политикой, монополий и финансовой олигархии, которые направлены на перераспределение рынков и колоний сбыта при помощи империалистических войн, среди которых Первая мировая война выступила первым из великих социальных потрясений 20-го в.

Реорганизация воззрений о природе, о законах развитии сознания и психического в целом на основании и в результате быстро развивающейся собственно психологической экспериментальной методологии, использование психологических знаний на разных областях теоретических и практических исследований – торговли, медицинских, педагогических, в области производства, транспорта, военного дела и т.д. Развитие объективного исследования в зоопсихологии, в детской психологии позволили возникнуть ряду новых путей в исследованиях, которые поставили во главе задачу изменения представлений теоретических основ психологической науки.

Следовательно, можно обозначить три группы условий и факторов, на основе которых появился и развивался кризис в психологии: культурно и общественно исторически, положение в науке и философии и ситуация в психологической науке.

Мы рассмотрим одно из направлений тех школ, которые переживали кризис в 20-30-е годы прошлого века, а именно гештальтпсихологию, как одну из наиболее влиятельных и уникальных направлений открытого кризиса, явившееся реакцией в противовес механицизма и атомизма всех направлений ассоциативной психологии.

Гештальтпсихология выступала наиболее эффективным вариантом решения проблемы целостности в австрийской и немецкой психологии, а также философии конца 19-го начала 20-го века.

Основатели гештальтпсихологии (от нем. Gestalt – структура, образ), являются немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин.

Этими учеными установлены такие идеи гештальтпсихологии:

  1. Предметом изучения психологии являлось сознание, чье понимание должно выстроиться по принципу целостности.
  2. Сознание выступает динамическим целым, то есть полем, у которого каждая точка вступает во взаимодействие со всеми остальными.
  3. Единицей анализа данного поля (или сознания) выступает гештальт –образная целостная структура.
  4. Метод исследования гештальтов – это непосредственное и объективное наблюдение с описанием содержаний собственного восприятия.
  5. Восприятие не происходит от ощущений, так как последнего реально не существует.
  6. Зрительное восприятие выступает главным психическим процессом, который определяет уровень развития психики, и обладает своими закономерностями.
  7. Мышление нельзя рассматривать как процесс, который сформирован путем проб и ошибок, как некий набор навыков, а выступает процессом решения задачи, который осуществляется путем структурирования поля, то есть через инсайт в ситуации «здесь и теперь», то есть в настоящем. Прошлый опыт не несет никакого смысла с целью решения поставленной задачи.


    1. История возникновения гештальтпсихологии

История гештальтпсихологии берет свое начало с 1912 года в Германии с выпуска работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения». В ней ставится под сомнение обыденное представление о наличии раздельных элементов в процессе восприятия.

Сразу после выхода в свет данной работы вокруг Вертгеймера, а в 20-х годах в Берлине образуется берлинская школа гештальтпсихологии, в которую вошли Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка  и Курт Левин. Исследования охватывали помимо восприятия и мышление, аффекты, потребности, волю.

В. Келлер в своей книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) привел мысль о том, что и физический мир и психологический, подчиняется принципу гештальта. Гештальтисты выходят за пределы обычной на тот момент психологии. У них все процессы реальности опосредуются закономерностями гештальта. Вводилось положение о наличии электромагнитных полей в мозге человека, которые являлись изоморфными в структуре образа, возникая под влиянием стимула. Принцип изоморфизма рассматривается гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира – физилогического, физического, психического. Определение единых взаимосвязей для всех сфер реальности давало В. Келеру преодолеть витализм. Л.С. Выготский определил данную попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями выданным новейшей физики» [4]. Последующие исследования усиливали новое течение. Эдгару Рубину удалось открыт феномен фигуры и фона (1915). Давид Катц определил в поле роль гештальт-факторов цветового зрения и осязания.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка основали журнал «Психологические исследовании» (Psychologische Forschung). Где опубликовывают результаты исследований данной школы. С данного времени начинается влияние этой школы на мировую психологию. Большое значение имеют в тот момент обобщающие статьи 20-х гг. М. Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921), «О гештальтеориии» (1925), К. Левина «Намерения, воля и потребность».

Успешные исследования продолжались вплоть до 30-х гг., пока в Германии не появился фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933 г., Левин в 1935 г. эмигрировали в США, где господствовал психоаналитическое направление и  развитие гештальтпсихологии в теоретической области не получает значительного продвижения.

Интерес к гештальтпсихологии к 50-м годам спадает. Но в последующем, отношение к гештальтпсихологии изменяется [1].

Гештальтпсихолгия сильно повлияла на психологическую науку США, на Э. Толмена, а также на американские теории научения. В ряде стран Западной Европы за последнее время усилился интерес к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году основалось Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения». А в октябре 1979г. вышел первый его номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа данного общества. Его членами выступали психологи из различных стран мира, главным образом Германии (М. Штадлер», З.Эртель, К.Гусс, Г. Портеле), США (А. Лачинс, Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., а также тз Италии, Финляндии, Австрии, Швейцарии [6].

  1. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 2004. – 357 с.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 2008. – 266 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. - М, 2002.- 532 с.
  4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. 0 М., 2009. – 423 с.
  5. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 2009. – 296 с.
  6. Левин К, Фестфингер Л, Сире П. Уровень притязаний. Психология личности. Тексты. - М., 2002. – 339 с.
  7. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2010. – 543 с.
  8. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М. Академия, 2004. – 643 с.
  9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов-на-Дону, 2006. – 498 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Питер, 2008. – 476 с.
  11. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 2010. – 395 с.
  12. Шульц Д, Шульц С.Э. Истории современной психологии. - СПб,, 2008. – 376с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское