Введение
§1. Предмет, объект и виды судебно-психологической экспертизы
§2. Формы использования специальных психологических познаний
§3. Назначение судебно-психологической экспертизы
§4. Особенности СПЭ несовершеннолетних обвиняемых
Заключение
Список литературы
Вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших всегда имели как практическое, так и теоретическое значение. Особую роль в рамках уголовного процесса играет разрешение вопроса о способности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать показания по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних. Сомнения в способности свидетелей (или потерпевших) правильно давать показания чаще всего возникают в тех случаях, когда в качестве свидетелей (потерпевших) выступают малолетние или несовершеннолетние. Специфика половых преступлений такова, что нередко ребенок или подросток оказывается единственным очевидцем или жертвой сексуального посягательства. Поэтому показания его - важнейший источник доказательств.
Объектом судебно-психологической экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.
Объект-судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.
Предмет- особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.
Задачи:
1.Проанализировать процесс проведения экспертизы несовершеннолетних.
2.Сделать выводы.
§1. Предмет, объект и виды судебно-психологической экспертизы
во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим и во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования, недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.[3]
Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.
Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка, которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.
Основными компонентами психики человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства, в том числе "особенности эмоционаньно-волевой и мотивационной сфер, характерологические особенности, темперамент, способности, точная диагностика которых возможна только на основании применения специальных познаний в области психологии".
Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т.к. эта область деятельности психолога, а не психиатра.
Объектом судебно-психологической экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.[4]
Самойлик Н.А. Психологическая экспертиза в пенитенциарной практике: учебное пособие. – Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. – 76 с.
Комплексные судебные психологические экспертизы и их оценка [Электронный ресурс] / Д.А. Сорокотягина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) .— 2014 .— №3 .— С. 151-157 .— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/588850
Мамайчук И.И. Психологическая экспертиза в практике клинического психолога. Ч. 1. Психологическая экспертиза в системе здравоохранения и образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.И. Мамайчук .— СПб. : Изд-во С.Петерб. ун-та, 2017.— 144 с. Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/693215
Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Нагаев .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 432 с.— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/351598
Саковская О.Н. Судебно-психологическая экспертиза [Электронный ресурс] : текст лекций / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, О. Н. Саковская.— Ярославль : ЯрГУ, 2013 .— 64 с.— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/272186
Самойлик Н.А. Психологическая экспертиза в пенитенциарной практике: практикум / канд. психолог. наук Н.А. Самойлик. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017. — 40 с.
Судебно-психологическая экспертиза [Электронный ресурс] / Т.Ц. Тудупова.— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2019 .— 101 с.— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/685273