ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста
1.2. Педагогические условия организации жизни детей в детском саду
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ДЕТСКОМ САДУ, РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ
2.1. Анализ видов самоорганизации детей и взрослых
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова и др.). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.
Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации.
Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения - пространство, где взаимодействуют друг с другом субъекты образования: педагоги, родители и дети. Ребёнок, как член социума, включен в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок, «перемещение в чужую субъектность». Ребенок «включен» в другого человека и через эту включенность, развивается как личность, расширяя субъектный опыт.
Общение взрослого с детьми дошкольного возраста, основанное на диалоге, является фактором развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Ребенок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел), выстроить последовательность действий по достижению поставленной цели. В этом ему помогают взрослые.
Новизна исследования заключается в том, что в работе будут рассмотрены основные механизмы и формы самоорганизации детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: рассмотреть механизмы и формы самоорганизации детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
Рассмотреть психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Обосновать педагогические условия организации жизни детей в детском саду.
Проанализировать особенности самоорганизации детей и взрослых.
Выделить проблемы самоорганизации детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования выступает процесс самоорганизации детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования выступают механизмы и формы самоорганизации детей и взрослых.
Методы исследования: анализ и синтез, дедукция и обобщение, сравнение.
Структура работы: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста
На сегодняшний день, изучая вопросы, касаемо воспитания детей, можно отметить то, что в свою очередь, наиболее характерными призваны различные методы и формы воспитания детей[1].
Как показывает анализ источников, основным моментом воспитания детей, в первую очередь, призвана семья. Это своего рода элемент, неотъемлемый для полноценного развития детей не только в психологическом плане, но и в физическом.
В свою очередь, характеризуя психофизиологические особенности данного возраста детей, можно заметить то, что они в свою очередь, огромное количество времени проводят в рамках ДОУ. Соответственно, здесь не является удивительным то, что многие привычки и действия формируются именно в ДОУ.
На сегодняшний день, характеризуя данный вопрос, отметим, что в свою очередь, дошкольное детство – это более новый, усовершенствованный период, касаемо полноценного развития ребенка.
Как утверждали многие ученые, это самый благоприятный период для полноценного его становления.
Соответственно, при этом, сам А. Н. Леонтьев предопределил новую, обобщенную в общей категории, характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения.
Как показывает анализ источников, начиная еще в дошкольные годы полноценного развития ребенка, можно увидеть то, что предопределяются в разной степени уровни развития первых узлов, касаемо предоставленных отношений и в том, числе отношения, направленные на преобразование более нового типа действий, выделяя при этом, наивысшее единство деятельности.
Отметим, что характеризуя период детства, можно заметить то, что это предопределенный отрезок жизни маленького ребенка, в котором он формируется как личность, под влиянием взрослых.
Данный период полностью включает в себя обобщенный период овладения непосредственным, социальным пространством в области представленных, человеческих отношений через общеправовое общение с близкими взрослыми, а также через различного рода, установленные в тематике, игровые и реальные отношения со своими сверстниками.
Отметим, что в рассмотрении данного вопроса, наиболее важной проблемой относительно предусмотренного вида периодизации детства занимались разные именитые ученые. Это и Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и т.д.
В дошкольном возрасте под влиянием различных сфер активно развивается память, мышление, воображение и другие качества.
В свою очередь, наиболее ведущей деятельностью считается игра.
Прежде всего, игра активным образом имеет направленность на общее становление не только общения со сверстниками, но и выделяя при этом, общеправовое действие, касаемо произвольного поведения ребенка. Выдвинутый в данной категории, правовой механизм управления своим поведением первоочередно выстраивается в рамках игры.
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с
Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.
Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —
Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.