Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.
Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные[1].
Массовый характер приобрело нарушение коллективных договоров и соглашений, порождающих коллективные трудовые споры, перерастающие в забастовки, в последние годы особенно многочисленные в угольной промышленности и системе образования Российской Федерации.
Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.
Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника.
Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.
От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации (предприятия) либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде.
Цель: изучить особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции споров, вытекающих из трудовых отношений.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
- Изучить классификацию трудовых споров по субъективному составу.
- Определить классификацию трудовых споров по характеру.
- Рассмотреть классификацию трудовых споров по способу их разрешения.
- Определить порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
- Определить порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.
- Выявить нормативную основу разрешения трудовых споров.
Объект исследования: трудовые споры.
Предмет исследования: порядок разрешения трудовых споров.
Методологической основой служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др.
Их применение позволило автору проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
1.1. Классификация трудовых споров по субъективному составу
По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на:
- Индивидуальные трудовые споры
- Коллективные трудовые споры
Различают предмет и содержание индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Индивидуальный трудовой спор-это конфликт (разногласия) между работником и работодателем, который был передан в орган по рассмотрению трудового спора в связи с исполнением работником трудовых обязанностей и не разрешен обычным способом.
Предметом индивидуальных трудовых являются различные проблемы, возникающие в процессе трудоустройства, связанные с оплатой труда, обеспечением гарантированных пособий, отпусками, наложением дисциплинарных взысканий, возмещением убытков и др.
Стороны, участвующие в индивидуальном трудовом диспуте, являются работодателем и работником, а в некоторых случаях лицо с которым отказываются заключать трудовой договор, а также лицо, ранее имевшее трудовые отношения с этим работодателем. Участниками коллективного трудового спора являются работодатель и коллектив работников.
Это могут быть также споры, связанные с применением трудового законодательства и иных правовых актов, в том числе трудового законодательства, коллективных договоров, соглашения, внутренних локальных нормативных актов, трудовых контрактов (в том числе в связи с установлением или изменением индивидуальных условий труда) и др.
В индивидуальных трудовых спорах защищаются субъективные трудовые права и законные интересы конкретного работника (настоящего, потенциального, бывшего). Такие разногласия могут возникать, например, о незаконности перевода или восстановлении на работе и оплаты вынужденного прогула, об отмене дисциплинарных взысканий и т.д.
Индивидуальными трудовыми спорами также являются "служебные споры", возникающими у государственных служащих. Правовое определение служебного спора в данной сфере аналогично определению индивидуального трудового спора в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Под индивидуальным служебным спором понимается неурегулированный конфликт между представителем работодателя и гражданским служащим/гражданином, вступающим на гражданскую службу или ранее находящимся на государственной службе, в связи с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами о государственной службе и контрактами на службу, о котором сообщается в орган, изучающий индивидуальный служебный конфликт (ст. 69 ФЗ "О государственной гражданской службе России").
В соответствии с этим определением предметом служебного спора являются конфликты, связанные с применением нормативных правовых актов государственной службы и служебных договоров.
Из приведенного в законодательстве определения индивидуального трудового спора можно сформулировать следующее: одной из сторон является работодатель-физическое лицо. Юридическое лицо (компания), устанавливающее трудовые отношения с работником, или другое юридическое лицо, имеющее право заключить трудовой договор в случаях, предусмотренных законом (часть 2 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).