ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
1.1 Понятие управление знаний
1.2 Классификация знаний и их характеристика
2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Управление по целям
2.2 Перспективы развития управления знаниями
2.3 Обучающаяся организация
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
3.1 Зарубежный опыт системы управления знаниями
3.2 Отечественный опыт системы управления знаниями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования: В условиях стремительно происходящих изменений в производстве и технологиях основными ресурсами для организационного развития становятся люди, их интеллектуальный капитал, знания и профессиональная компетентность. Управление знаниями на современном этапе крайне важно в силу повышения эффективности организационных и производственных процессов в соответствии с современными требованиями, что в конечном счете приводит к росту конкурентоспособности компаний.
Цель исследования: состоит в анализе систем управления знаниями, используемых в отечественных и зарубежных организациях.
Задачи:
изучить теоретические основы управления знаниями;
- изучить методы управления в современной организации;
- изучить классификацию знаний и их характеристику.
Предмет исследования: Управление знаниями в современной организации.
Объект исследования: система менеджмента знаний.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения научных источников информации для выявления теоретических основ управления знаниями, исследования опыта зарубежных и отечественных компаний использования средств и методов управления знаниями сотрудников. Методология исследования базируется на системном подходе. Знания сотрудников и организаций являются важнейшим ресурсом в условиях неопределенности внешней среды, растущей конкуренции, ограниченных ресурсов.
Теоретико-методическая база. Теоретической основой работы стали труды специалистов в области изучения основ управления знаниями, такие как В.В. Лабоцкий «Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний)», К. Джанетто, Э. Уиллер «Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями», В.П. Баранчеев «Управление знаниями в инновационной сфере», А.Н. Крыштафович «Управление знаниями – перспективное направление менеджмента», а также такие статьи как «Управление знаниями: Руководство к действию» У. Буковича и Р. Ульямса, «Наука как предмет специального исследования» С.Р. Микулинского и другие.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
1.1 Понятие управление знаний
Двадцать первый век называют веком всеобщего информационного общества. В нём отражается значение материала в развитии общества и экономики. Внедрение новейших телекоммуникационных и компьютерных средств практически во все сферы деятельности привело к изменению деловой среды. В последнее время понятие «знание» стало актуальным, при этом специалисты дают различные определения понятий «знание» и «информация».
Рассмотрим термин экономика знаний – это экономика, при изменении и функционировании которой весьма увеличивается роль знаний и информации за счет способностей доступа на базе актуальных информационных технологий к всемирному запасу и запасу знаний, созданных всем человечеством. Больше тридцати лет назад всеобщим сообществом было признано, что информация не рассматривается как общественное благо, так как она имеет ценность и стоимость, то есть информация – это такой же ресурс производства, как земля, капитал и труд. Соответственно, информацией нужно управлять так же компетентно, как и другими ресурсами.
В последние годы появилось множество публикаций, в которых довольно много терминов «знание», «ресурсы знаний», «управление знаниями», «экономика знаний» и другие. Эти термины, в законодательстве отнесенные к области информатики и информационной работы, на данный момент не нормированы.
Для начала необходимо отметить, что понятие «знание» является ключевым в разделе философии, раскрывающем теорию познания, и трактуется философами как «результат адекватного отражения действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, фиксируемого в виде знаков естественных и искусственных языков»[17, С.212].
Появление концепции «управления знаниями» и концепции «экономики знаний» стало развитием концепций нематериальных активов и интеллектуального капитала организации. Понятие «управление знаниями» пришло в русский язык из зарубежной научно-практической литературы как перевод термина knowledge management. Современная школа менеджмента трактует управление знаниями как «систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий» и признает авторство такого определения за Карлом Вииго [13, С. 41]. Похожие по смыслу определения можно найти и у других авторов, например: «управление знаниями – процесс, с помощью которого организации удастся извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении» [4, С. 76]. Вероятно, что доход можно получить только тогда, когда знания получается применить в процессе инновационной деятельности, а также для создания более эффективных и рациональных бизнес-процессов.
Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов // Эксмо. – 2005. – 581 с.
Акбердин Р. З., Румянцева З. П., Соломатин Н. А. Менеджмент организации: учеб. пособие. М: ИНФРА-М, 1995. – 429 с.
Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере: учеб. М: ООО «Благовест-В», 2007. – 272 с.
Букович У., Ульямс Р. Управление знаниями: Руководство к действию: пер. с англ. М: ИНФРА-М, 2002. – 192 с.
Гаврилова Т. Извлечение знаний: психологический аспект // Enterprise Partner. – 2001. – №8 (25). – С. 2-8.
Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. М: Добрая книга, 2005. – 192 с.
Клаттарбак Д. Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. М: Эксмо, 2008. – 288 с.
Коллисон К., Парселл Д. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. М: ИКСИ, 2006. –296 с.
Кохановский В.П. Философия для аспирантов учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
Крыштафович А.Н. Управление знаниями – перспективное направление менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – №. 1 – С. 42-51.
Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). Минск: Современная шк., 2006. – 392 с.
Микулинский С.Р. Наука как предмет специального исследования / С.Р. Микулинский, Н.И. Родный // Вопросы философии. – 1966. – №5. – С. 25-38.
Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2002. – 86 с.
Мильнер Б. З. Управление знаниями / Румизен М. К. Управление знаниями: пер. с англ. М: ACT; Астрель, 2004. – 318 с.
Питер Сенге Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации The Fifth Discipline. The Art and Practice of the Learning Organization. Харьков: Олимп-Бизнес, 2003 г. – 408 с.
Питер Сенге Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. The Dance of Change: The Challenges to Sustaining Momentum in Learning Organizations. Харьков: Олимп-Бизнес, 2004 г. – 624 с.
Спиркин А.Г. Философия: учебник 2-е издание. М: Гардарики, 2006 – 371 с.