Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мировозрение Ф. Ницше и его отношение к национальному вопросу и идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше. На самом деле, несложно догадаться почему, ведь актуальность до сегодняшнего дня не покидает эту тематику. «Сверхчеловек» по сей день интересен.
В действительности, Ницше был не первым, кто затронул эту тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была забыта.
1. Личностная характеристика Фридриха Ницше и стиль его философствования
2. Теория сверхнации и сверхчеловека Ф. Ницше
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мировозрение Ф. Ницше и его отношение к национальному вопросу и идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше. На самом деле, несложно догадаться почему, ведь актуальность до сегодняшнего дня не покидает эту тематику. «Сверхчеловек» по сей день интересен.
В действительности, Ницше был не первым, кто затронул эту тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была забыта.
В определенной степени недостаток аналитических работ по ницшеанской трактовке творчества можно восполнить, обратившись к тексту, написанному о концепции сверхчеловека. Так, в ряду таких исследователей наиболее успешными являются В.М Бакусева статья о Заратустре и работы Б. Маркова, К.А. Свасьяна помогли при изучении концепции сверхчеловека.
Цель и задачи исследования. Исходя из всего вышесказанного, можно обозначить цель исследования: анализ учения Ф. Ницше о сверхнации и о сверхчеловеке.
Задачи:
- Раскрыть личностную характеристику Фридриха Ницше и стиль его философствования.
- Проанализировать теорию сверхнации и сверхчеловека Ф.Ницше.
Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования взято философское учение о сверхчеловеке. Предметом исследования является концепция Ф. Ницше о человеке и его учение о сверхчеловеке.
Научная новизна исследования заключается в следующем: учение о сверхчеловеке Фридриха Ницше рассматривается как развитие традиций европейской гуманистической философии; ницшеанское учение о сверхчеловеке представлено, как форма нового понимания гуманизма, основанная на концепции сверхчеловека - человеческой личности нового типа, при этом ницшеанское отношение к традиционным гуманистическим ценностям рассмотрено в русле сравнительного анализа с потребностями современного гуманизма.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования были использованы историко-философский, герменевтический, системно-структурный и общелогический методы (анализ, синтез), метод индукции. Для достижения поставленной цели эти методы являются наиболее адекватными, так как помогают рассмотреть понятие творчества наиболее полно и многоаспектно.
1. Личностная характеристика Фридриха Ницше и стиль его философствования
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) — известный немецкий философ, композитор и поэт, был ярким представителем иррационализма и волюнтаризма. Он появился на свет 15 октября 1844 г. в селении Реккен неподалёку от Лютцена. Мальчика назвали в честь прусского короля, поскольку у них совпала дата рождения.
Фридрих оказал колоссальное влияние на философию XX века по всему миру. Его способности проявлялись с детства, достигнув пика в зрелом возрасте учёного. Главными достижениями Ницше являются учения про «сверхчеловека» и тезис о том, что Бог умер. Он стал основоположником нигилизма в западной культуре. Несмотря на многие разногласия в сочинениях философа, он остаётся наиболее цитируемым и уважаемым мыслителем даже сейчас.
Возможно, самая известная цитата Ницше – «Бог умер».
В конце XIX в. с ростом влияния Германии и бурным развитием научной мысли многие немецкие философы с оптимизмом относились к современной им жизни. Ницше же считал свою эпоху смутным временем, отмеченным фундаментальным кризисом ценностей.
Философия Фридриха Ницше носит особенный характер и, вероятно, является наиболее эксцентричной ветвью европейской философской мысли. Скандальная и радикальная, она существенно отличается от классической немецкой философии, основу которой заложили И. Кант и Г. Гегель[1].
Философия Ницше меняет вектор философии, разворачивая его от гуманистических устремлений и морального совершенствования личности в сторону нигилизма. Суровая, величественная и трагичная философия Ницше напрямую связана с испытаниями, через которые философу пришлось пройти: поиск себя, выбор между профессией и призванием, болезни, непризнание среди современников. Не будет преувеличением сказать, что Ницше отдал жизнь за своё запоздалое бессмертие. Ницше воссоздал новую породу гения, которая не встречалась ранее в европейской цивилизации.
[1] Гулыга А. В. Немецкая классическая философия // 2-е изд., испр. и доп. М.: Рольф, 2001. – 76 с.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия // 2-е изд., испр. и доп. М.: Рольф, 2001. – 416 с.
Ницше Ф. Несвоевременные размышления: Шопенгауэр как воспитатель // Полное собрание сочинений. Том 1. Часть 2. Москва, 1994. – 40 с.
Цендровский О. Ю. Система философии Ницше // Философия и культура, –2015. – № 7. – С. – 1001.
Ницше Ф. Странник и его тень // Том 2. Часть 1. Москва, 1994. – 20 с.
Beiner R. Civil Religion: A Dialogue in the History of Political Philosophy // Cambridge University Press, 2010. – 383 с.
Ницше Ф. Сочинения в двух томах // Том 2. Москва, 1990. – 250 с.
Апресян Р.Г. Этика : учебник (бакалавриат и магистратура). – М.: КНОРУС, 2017. – 311 с.
Васильченко А. Миф о вечной империи и Третий рейх. – М.: Вече, 2009. – 199 с.
Випперман Вольфганг. Европейский фашизм в сравнении 1922–1982. Перевод с немецкого А. И. Федорова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 166 с.
Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. –Л.: Наука, 1987. – 143 с.
История философии : учебное пособие /А. М. Руденко, Е. Е. Несмеянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 188 с.
Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма. – М.: Центрполиграф, 2010. – 287 с.
Ницше Ф. Ecce Homo. Антихрист. Перевод с нем. Ю. Антоговского. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. – 188 с.
Ясперс Карл. Ницше и христианство. Перевод с немецкого Т.Ю. Бородай. – М.: Московский философский фонд "МЕДИУМ", 1994. – 312 с.
Расовая теория Гюнтера. Академик, 2000-2017. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/676142
Свасьян К.А. / Электронная библиотека / ИФ РАН 2010 URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01e9088544abc748f0d6f1e8
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека. Режим доступа: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt.
Hollingdale R. J. Nietzsche: The Man and His Philosophy // Cambridge University Press, 1999. – 148 с.
Mencken H. The Philosophy of Friedrich Nietzsche // University of Michigan, 2006. – 416 с.
Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше. [Электронный ресурс]: Русский Христианский гуманитарный институт. Санкт-Петербург, 2015. Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/look/century/znamenski/