Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия цепные дроби
1.1 Понятие о цепных дробях
1.2 Теоретические основы применения цепных дробей
Глава 2. Практическое применение цепных дробей как средство обучения решению олимпиадных задач по математике
2.1. Подготовка к математическим олимпиадам. Тематические сборники
2.2. Методические разработки применения цепных дробей как средство обучения решению олимпиадных задач по математик
Заключение
Список источников
На текущем этапе развития общеобразовательная школа уделяет большое внимание проблеме предоставления учащимся возможности глубокого и фундаментального обучения с помощью учебных материалов, повышения продуктивности обучения и развития у школьников стремления к обучению. Поэтому учителя всегда ищут способы улучшить учебный процесс. Ученые и педагоги, занимающиеся проблемой изучения уровня знаний учащихся по математике, пришли к выводу, что накопление знаний по математике среди учащихся обычной школы должно быть лучше.
Актуальность исследования.Применение а.ппарата це.пных дробе.й к прикла.дным задач.ам, в том ч.исле олимп.иадного хар.актера, поз.воляет углуб.ить математ.ические зн.ания, расш.ирить кругозор и по.высить мот.ивацию к изуче.нию математ.ики.
Проблема: разработка курса практического применения цепных дробей как средство обучения решению олимпиадных задач по математике.
Цель исследования: изучение цепных дробей как элемент школьной олимпиадной математики.
Объект исследования:цепные дроб.и.
Предмет исследования: применение последовательности по.дходящих дробе.й для реше.ния диафанто.вых уравне.ний и друг.их задач.
Задачи исследования включают:
- рассмотреть понятие о цепных дробях;
- изучить тетические основы применения цепных дробей;
- рассмотреть подготовку к математическим олимпиадам. Тематические сборники;
- проанализировать методические разработки применения цепных дробей как средство обучения решению олимпиадных задач по математике.
Гипотеза исследования:применение це.пных дробе.й позволяет н.айти один из с.пособов ре.шения диоф.антовых ур.авнений и дру.гих задач о.лимпиадного х.арактера.
Практическая значимость.
Действительные ч.исла одноз.начно отобр.ажаются це.пными дроб.ями. Основ.ное значен.ие такого изобр.ажения зак.лючается в то.м, что, зн.ая цепную дроб.ь, изображ.ающую дейст.вительное ч.исло, можно о.пределить это ч.исло с дост.аточной точ.ностью.
Содержание работы может быть использовано в дальнейшем при обучении школьников цепным дробям.
Курсовая работа содержит введение, две главы разделенные на параграфы, заключение, список источников.
Глава 1 Теоретические аспекты понятия цепные дроби
Дробь можно з.аписать в в.иде суммы це.лой части и пр.авильной дроб.и: . Но , а д.альше: . З.начит, . Д.алее получ.им .
Продолжим этот про.цесс до те.х пор, пок.а не приде.м к знамен.ателю. В резу.льтате мы пре.дставим об.ыкновенную дроб.ь в виде:
Эйлер назв.ал дроби т.акого вида непрерывными.Приблизительно в то же вре.мя в Герма.нии появилс.я другой тер.мин – цепная дробь.Так за эти.ми дробями и со.хранились об.а названия. В.виду громоз.дкости раз.вернутой з.аписи цепно.й дроби пр.именяют ко.мпактную з.апись.
В качестве пр.имера предст.авим дробь в в.иде цепной дроб.и:.
Или в комп.актной фор.ме: [1; 3, 2, 4 ].
Удобно получ.ить разложе.ние обыкно.венной дроб.и с помощь.ю алгоритм.а Евклида.
- 31
- 1
31 9
27 3
9 4
8 2
4 1
4 4
0
Мы знаем р.азложение в не.прерывную дроб.ь обыкнове.нной дроби, то ест.ь рационал.ьного числ.а. Любое р.ациональное ч.исло можно пре.дставить в в.иде непрер.ывной конеч.ной дроби. Ко.нечность с.ледует из а.лгоритма Е.вклида. Но в в.иде непрер.ывной дроб.и можно за.писать любое де.йствительное ч.исло. Здес.ь незамени.мы только ко.нечные непрер.ывные дроб.и. Мы собир.аемся предст.авить расш.ирение в в.иде непрер.ывной дроб.и числа.
Т.е. в ком.пактной фор.ме = [1: 2, 2, 2, 2, 2…].
Оказывается, к.вадратичные ирр.ациональност.и (т.е. чис.ла вида , г.де a, b, c -рациональные ч.исла), и то.лько они р.аскладываютс.я в бесконеч.ные периодическиедроби. На этот ф.акт впервые у.казал Эйлер, стро.гое его до.казательст.во дал Лагр.анж.
Если оборв.ать дробь н.а знаменате.ле , то ост.анется дроб.ь . Обраща.я ее в обы.кновенную, по.лучим. Это в.ыражение н.азывают k-й подходяще.й дробью д.ля исходно.й цепной дроб.и.
Например, д.ля нашей дроб.и имеем:
нулевая по.дходящая дроб.ь: ,
первая под.ходящая дроб.ь: ,
вторая под.ходящая дроб.ь: ,
третья под.ходящая дроб.ь: . Она р.авна самому ч.ислу.
Для цепной дроб.и, предста.вляющей чис.ло, имеем с.ледующие по.дходящие дроб.и:
нулевая по.дходящая дроб.ь: ,
первая под.ходящая дроб.ь: ,
вторая под.ходящая дроб.ь: ,
третья под.ходящая дроб.ь: и т.д.