Введение
Глава 1 История трудовой миграции в Европейском союзе
1.1 Начало формирования потоков трудовой миграции в страны Европейского Сообщества
1.2 Современная Европа, как центр притяжения иммигрантов из третьих стран
Глава 2 Механизм правового регулирования трудовой миграции в Европейском союзе
2.1 Основные понятия. Классификация международной миграции. Категория трудовой мигрант
2.2 Легализация трудовой миграции в Европейском союзе.
2.3 «Цивильная интеграция» в миграционной политики Европейского союза
Глава 3 Правовые основы пребывания и перемещения трудового мигранта на территории Европейского союза.
3.1 Международно-правовое регулирование статуса трудящегося-мигранта
3.2 Правовые основы нахождения и перемещения трудовых мигрантов внутри Европейского Союза на основе европейского законодательства
3.3 Национальное регулирование трудовых миграционных потоков на примере отдельных стран Европейского союза (Бельгия, Германия, Франция).
Глава 4 Взаимодействие Европейского союза и России в области миграционной политики
4.1 Сотрудничество в сфере легальной трудовой миграции
4.2 Сотрудничество по борьбе с нелегальной иммиграцией
4.3 Основные проблемы во взаимоотношения России и Европейского союза
Заключение
Список используемой литературы
Проблема регулирования миграции и упорядочивание миграционных потоков, уже на протяжении многих лет, традиционно входит в повестку дня самых авторитетных Международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз.
Внимание, которое обращено к данной тематике, обусловлено, объективными, социально-экономическими процессами, происходящими в современном мире, которые, ставят свои задачи, как перед странами реципиентами, так и перед государствами, чьи граждане пополнили ряды иммигрантов.
Политические конфликты, войны, социальный контроль авторитарных режимов, поиск работы улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни - зачастую являются основными причинами миграции во всем мире.
Одним из наиболее востребованных в миграционной среде пунктов назначения является Европейский союз.
Острота и актуальность проблемы миграции для Европейского союза, в очередной раз, проявилась со всей наглядностью в 2011 году, когда ряд государств-членов ЕС, были вынуждены временно закрыть свои национальные границы внутри Европейского союза, а сам Союз оказался на грани раскола, по причине политического кризиса, возникшего из-за противоречий между странами ЕС, именно в миграционной сфере. В этой связи, очевидная необходимость контролировать миграционные процессы и регулировать приток иммигрантов из третьих стран – является тем вызовом, на который Европейскому союзу приходится реагировать комплексно и оперативно.
В тоже время, на сегодняшний день, в Европейском союзе имеется явная заинтересованность в легальной трудовой миграции. Эта идея все чаще звучит в выступлениях официальных представителей Европейского союза, в частности Европейская Комиссия, которая является главным инициатором различных проектов, посвященных регулированию вопросов миграции в Европейский союз.
Актуальность и насущность проблемы регулирования трудовой миграции, подчеркивается общими для всех европейских стран проблемами: демографический спад на фоне старения нации, невозможность самостоятельного обеспечения устойчивого экономического роста растущим давлением на систему социального обеспечения государств–членов ЕС и как следствие ее грядущей несостоятельностью в условии финансового кризиса и нестабильной единой европейской валюты и, наконец, ощутимым дефицитом трудовых ресурсов, который уже заметен в ряде секторов внутри рынка Европейского союза. В особенности, нехватка рабочих кадров в Европейском союзе наблюдается в сфере высококвалифицированных специалистов.
Перечисленные проблемы, оказывают воздействие не только на рынок труда Европейского союза, но и влияют на инновационный характер экономики Европейского союза по причине того, что квалификация и знание людей являются основными факторами роста. При этом, как наглядно продемонстрировала реакция, Европейского союза и входящих в его состав государств, на массовый приток иммигрантов из третьих стран весной 2011 года в результате политических изменений в странах североафриканского региона и Ближнего востока. Заинтересованность ЕС в привлечении трудовых ресурсов из третьих стран вовсе не означает его открытость к принятию абсолютно всех мигрантов, желающих попасть на территорию Европейского союза. В силу того, что число таких желающих намного превышает, то количество, которое Европейский союз может и хочет принять в условиях открытости внутренних границ, между подавляющим большинством государств ЕС, возникает естественная необходимость в строгом контроле за миграцией из третьих стран, и в четком правовом регулировании миграционных вопросов на уровне, не только отдельных государств-членов ЕС, но и всего Европейского союза.
Все вышеизложенное указывает на очевидную актуальность данной дипломной работы. Её теоритическая значимость обусловлена тем, что автором вводится в оборот, массив отечественной и зарубежной научной литературы, актов вторичного права ЕС, которые конкретизируют вопросы легальной трудовой миграции, а также правовой статус трудового мигранта из третьей стран.
В работе отражаются исторические предпосылки возникновения и правовая основа иммиграционной политики Европейского союза, а именно: сегмент сотрудничества ЕС и государств-членов с третьими странами, в том числе с Российской Федерацией при решении различных вопросов трудовой миграции и упорядочивание миграционных потоков.
В дипломной работе, затрагивается правовой механизм противодействия нелегальной иммиграции, который реализуется, как внутри Европейского союза его силами, так и во взаимодействии с третьими странами в ЕС. Это необходимо, для того, чтобы не допустить ложного представления о том, что политика и право Европейского союза, в сфере миграции, в основном сводится к поощрению миграции и мерам, направленным на последующее исключение социальной адаптации и интеграции в европейском социуме.
Нормативно-правовые акты:
1. Council Directive 2003/109/ЕС of 25 November 2003 OJ L 16/44, 23.01.2004;
2. Council Directive 2003/86/EC of 22 September 2003 OJ L 251/12, 03.10.2003;
3. Council Directive 2009/50/ЕС of 25 May 2009 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment., OJ L 155, 18.6.2009. P. 17–29;
4. European Commission, Communication on a Policy Plan on Legal Migration COM (2005) 669 final, Brussels, 21.12.2005(b), [Электронный ресурс];
URL http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2005/com2005_0669en01.pdf .
5. European Commission, Green Paper on an EU approach to managing economic migration COM(2004) 811 final, Brussels, 01.11.2005. [Электронный ресурс];
URL http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2004/com2004_0811en01.pdf.
6. Global Approach to Migration. One Year on: Towards a Comprehensive European Migration Policy, COM (2006) 735 final, Brussels, 30.11.2006, [Электронный ресурс];
URL http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/COMM_PDF_COM_2006_0735_F_EN_ACTE.pdf .,
7. Regulation 1683/95 of 29 May 1995; [Электронный ресурс];
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31995R1683:EN:HTML .,
8. Regulation (ЕС) No 539/2001 of 15 March 2001; [Электронный ресурс];
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:2001R0539:20050624:EN:PDF .,
9. Regulation (EC) No 333/2002 of 18 February 2002; [Электронный ресурс];
URL http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32002R0333:EN:HTML .,
10. Замечание общего порядка № 15 Комитета по правам человека «Положение иностранцев в связи с Пактом» CCPR/C/21/Rev.1, 1986. 11.04;
11. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г;
12. Протокол к Амстердамскому соглашению 1997 года;
13. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии; URL http://www.fms.gov.ru/about/cooperation/899/details/38001/
Научная и учебная литература:
1. Carrera S., Wiesbrock A. Civic Integration of Third-Country Nationals: Nationalism versus Europeanisation in the Common EU Immigration Policy. CEPS Brussels, 2009. [Электронный ресурс];
2. Castles S. Migration at the Beginning of the 21s' Century: Global Trends and Issues II International Social Sciences Journal. № 165. September 2000.
3. Peter Apps. EU Blue Card scheme could drain developing world Reuters, 26 October 2007. P. 1.
URL http://aei.pitt.edu/15100/1/ENACT_report_on_integrating_TCNs_e-version_final.pdf., 14.
4. Бекяшев Д.К. Международное трудовое право: учеб. пособие., - 336 с., М., Изд-во Проспект, - 2008. ISBN 978-5-482-01965-8 : 127-28.
5. Бекяшев, Д.К. Международное публичное право. Сб. док. / Д.К. Бекяи М., 2009. С. 221. ISBN 978-5-392-00592-5
6. Билсборроу Р.Е, Хьюго Г., Обераин А.С., Золотник
7. Богатыренко З. Международная организация труда. Конвенции, документы, материалы, изд-во Дело и Сервис, 2007 г, ISBN 978-5-8018-0327-2;
8. Вайсбродт Д. Права граждан, Юрист - международник. 2003. № 1.
9. Глебов И.Н., Прудникова Т.А. Международные стандарты как основа международно-правового регулирования трудовой миграции // Вестн. Моск. ун-та МВД России. М., 2006. № 10. С.98-100
10. Гончаренко Г.С. Актуальные проблемы миграционных процессов: курс лекций. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2007. Часть 2. – 560с. ISBN 978-5-9275-0288-1., ISBN 978-5-9275-0290-3.
11. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция, - учеб. пособие, М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005, - 286 с. ISBN: 5-7218-0679-6
12. Ивахнюк И.В. Опыт государственного регулирования международной трудовой миграции (на примере Турции) II Между-народная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 4., 1999, М.: Диалог МГУ.
13. Ионцев В.А. Международная миграция., 2001, Вып. 3. Сер.: Миграция населения / Под общ. ред. О.Д. Воробьевой. Приложение к журналу «Миграция в России».
14. Калиниченко П.А. «Достижения стратегического партнерства и основные параметры будущего нового договора». // По пути к договору о стратегическом партнерстве между Россией и Европейским союзом СПб 2007., стр. 36
15. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. Норма, М., 2009. С. 275, ISBN 978-5-91768-004-0
16. Потёмкин О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: проблемы и перспективы = Immigration Policy of the European Union: Problems and Perspectives: монография /О. Ю. Потёмкина. – М.: Ин-т Европы РАН: Рус. Сувенир, 2010. -130 с. – (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / учреждение Российской акад. Наук, Ин-т Европы РАН., №254). – Парал. Тит. Л англ. – ISBN 978-5-91299-094-6
17. Статистика международной миграции. Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных / Пер. с англ. Международное бюро труда. М.: Academia.., 1999, с. 36
18. Сухов А.Н. Миграция в Европе и ее последствия: учеб. пособие / А.Н. Сухов, С.А. Трыканова. – М. : Флинт : МПСИ, 2008. – 216 с. ISBN 978-5-9765-0270-3., ISBN 978-5-9770-0241-7
19. Чугунова С.В. «Регулирование легальной трудовой миграции из третьих стран по праву ЕС», дис.., канд.. юрид. наук: 12.00.10. защищена 29 марта 2012 года.
20. Чугунова С.В. «Синяя карта ЕС как новый инструмент правового регулирования трудовой миграции из третьих стран», ЕврАзЮж № 7 (26) 2010.
21. Шапкин А.Ю. Международная миграция трудящихся: современные правовые проблемы, науч. журнал Вестн. Моск. Ун-та, серия 11. ПРАВО, 2011 №3, ISSN 0201 – 7385. ISSN 0130 - 0113