СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Космическая философия К.Э.Циолковского 5
2. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что в наши дни мир переживает самый настоящий техногенный кризис, разрушающий природу Земли и природу человека. Разрушительные техногенные изменения вышли в ближайшие пределы космоса. Культурные стереотипы потребительского общества не просто исчерпывают жизненную силу современного человека и энергию общества, но парадоксальным образом перевоплощаются из норм повседневного благополучного быта в непосредственную угрозу бытия.
Значит ли это, что прогресс науки и техники ведет человека и человечество к неминуемой катастрофе, экологической, нравственной и цивилизационной? Не приблизились ли мы в своем потребительстве к эсхатологическому рубежу, и уповать стоит лишь на Бога в грядущем «страшном суде»? Подобный пессимизм характерен был в XX веке не только многим ученым и философам, но и получил распространение в массовом сознании.
В России, культурно-цивилизационное основание которой оказалось разорванным между Востоком и Западом, все противоречия бытия современного человека и человечества оказались наиболее болезненно обостренными еще на рубеже Х1Х-ХХ веков, что вылилось в тоталитарную г революцию с ее утопическим зарядом построения «царствия небесного» на Земле, в определенные достижения советской цивилизации, но и в ее неизбежный слом уже в конце века. Но в России оказалась жива и традиция нравственно-философского понимания ограниченности наших земных усилий создания «царствия небесного» здесь и сейчас, сиюминутно, сведения его к комфорту и гедонизму, убивающих природу Земли, космоса и природу человека.
Это была оптимистическая традиция, «иная точки зрения»: взгляд на человека и человечество из Космоса, осознания себя как космического феномена и своей неразрывной, солидарной связи друг с другом, с Космосом и вселенским бытием. Эта была позиция ряда отечественных мыслителей, которые одновременно совместили в себе талант ученых-естествоиспытателей, философов и общественных деятелей. Речь идет о тех представителях русской и советской культуры, которые получили наименование «русских космистов» (прежде всего, об именах Н.Ф.Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского). В их научных, философских и нравственных поисках была выработана мировоззренческая стратегия культурного диалога с прошлым и будущим человека и человечества, сопряженного с идеями космического универсализма и свободы человека.
Все это и определило наш философско-теоретический интерес к критическому и объективному изучению и интерпретации русского космизма не только как направления в истории и современности отечественной науки и философии, но и уникального социокультурного проекта, в своей противоречивости порой открывающего новые горизонты в развитии человека и человечества.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Багдасарьян Н.Г., Бельская Е.Ю., Гагаев А.А., Кузьменко Г.Н., Лебедев С.А., Мамзин А.С., Старостин А.М., Степин В.С. и др.
Целью данной работы является изучение философии русского космизма Циолковского и Чижевского, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Охарактеризовать космическую философию К.Э.Циолковского;
- Проанализировать единый природный субстрат А.Л.Чижевского.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.