Введение
Глава 1. Понятие злоупотребления субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке по российскому законодательству
1.1. Понятие злоупотребления доминирующим положением на рынке
1.2. Способы, формы и виды злоупотребления доминирующим положением на рынке
Глава 2. Регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке по законодательству России
2.1. Административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением на рынке
2.2. Уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим положением на рынке
2.3. Проблемы правового регулирования злоупотребления доминирующим положением
Заключение
Список использованной литературы
Переход российской экономики к рыночному развитию породил такое явление, как конкуренция, которая выступает не только в качестве ее базового механизма, но и приводит к соперничеству между субъектами хозяйствования. При этом такое соперничество не всегда является честным. В связи с чем, перед государством встала задача по защите конкуренции, в том числе и от злоупотребления субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке.
В целях такой защиты и противодействия злоупотреблениям доминирующим положением на рынке отечественное антимонопольное законодательство устанавливает комплекс процессуальных механизмов, в том числе предупреждения, пресечения данного нарушения, применение мер ответственности, восстановление нарушенных прав. Однако такие процессуальные механизмы не являются исключительными, содержат целый ряд проблем, нуждаются в постоянном совершенствовании, что требует комплексного научного исследования, и, без сомнения, делает выбранную тему нашей работы достаточно актуальной.
Вопросы злоупотребления доминирующим положением рассматривали в своих трудах Ф.Г. Аминев, М.А. Егорова, Ю.Е. Ермильченко, А.Ю. Мордкович, М.В. Радыгина, И.А. Ремезова, Е.С. Хохлов и др. Между тем, несмотря на такое количество исследований по теме работы, имеется еще много аспектов, подлежащих дальнейшему изучению.
Объект исследования – правовые отношения, которые складываются при злоупотреблении субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке. Предмет исследования – российские законодательные и правовые нормы, регулирующие правоотношения при злоупотреблении субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке. Цель работы – выявить особенности и проблемы законодательного регулирования злоупотребления субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие злоупотребления доминирующим положением на рынке;
– рассмотреть способы, формы и виды злоупотребления доминирующим положением;
– раскрыть особенности административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением;
– рассмотреть уголовную ответственность за злоупотребление доминирующим положением на рынке;
– выявить проблемы правового регулирования злоупотребления доминирующим положением.
Нормативную основу исследования составили Федеральные законы РФ, Уголовный и Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, теоретическую основу – учебные пособия, монографические издания, труды и работы авторов, посвященные исследуемой теме, эмпирическую базу –материалы судебной практики и информационно-аналитические материалы
Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания. Особую роль в исследовании сыграл метод системного анализа российского законодательства, учебной и специальной литературы. В ходе работы применялись также сравнительно-правовой, логико-юридический и конкретно - социологический метод, метод синтеза, систематизации, объяснения информации и иные методы исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет, основная цель и задачи. В первой главе рассматриваются понятие, формы и виды злоупотребления доминирующим положением на рынке. Во второй главе – законодательное регулирование злоупотребления доминирующим положением, его проблемы. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы.
Глава 1. Понятие злоупотребления субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке по российскому законодательству
-
Понятие злоупотребления доминирующим положением на рынке
Современный рынок существует в условиях конкуренции между хозяйствующими субъектами, которые действуют на этом рынке. В силу важности данной сферы деятельности государство вынуждено регулировать такие отношения и устранять возникающие проблемы.
Отношения между субъектами хозяйствования регулируются нормами гражданского законодательства, которое признает равенство и свободу выбора участников в таких отношениях и требует от них «при исполнении гражданских правоотношений действовать добросовестно».[1] Устанавливая пределы осуществления прав участников рынка, гражданское законодательство не допускает использование гражданских прав для ограничения конкуренции и доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке.
Стоит отметить, что при этом нормы гражданского законодательства не содержат определения, что же представляется собой доминирующее положение субъекта хозяйствования на рынке, отсылая нас к нормам законодательства о защите конкуренции.
Таким образом, легальное определение доминирующего положения дано в ст. 5 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».[2] Согласно отраженному в данной статье определению это такое положение субъекта хозяйствования, при котором у него есть возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок.