ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТИ ПО СТБ ГОСТ Р 51858-2003 И ВЫБОР ВАРИАНТА ЕЁ ПЕРЕРАБОТКИ
1.1 Характеристика нефти
1.2 Характеристика газов и их применение
1.3 Характеристика бензиновых фракций и их применение
1.4 Характеристика керосиновой фракции
1.5 Характеристика дизельной фракции (180-360°С)
1.6 Характеристика вакуумных ( масляных) дистиллятов Усть-Балыкской нефти и их применение
1.7 Характеристика остатков и их применение
- ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПОТОЧНОЙ СХЕМЫ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ
3 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ УСТАНОВКИ АВТ
3.1 Блок ЭЛОУ
3.2 Блок колонн
3.2.1 Атмосферный блок
3.2.2 Блок стабилизации
3.2.3 Вакуумный блок
3.3 БЛОК ТЕПЛООБМЕНАВЫБОР И РАСЧЕТ СХЕМЫ ТЕПЛООБМЕННИКОВ ДЛЯ НАГРЕВА НЕФТИ
- РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА И СОСТАВ ПАРОВОЙ И ЖИДКОЙ ФАЗ В ЕМКОСТИ ОРОШЕНИЯ ОТБЕНЗИНИВАЮЩЕЙ КОЛОННЫ (ЭВМ)
- ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССОВ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ БАЛАНСАМИ
Установка ЭЛОУ
Установка АВТ
Установка вторичной перегонки прямогонного бензина
Материальный баланс гидроочистки керосино-газойлевой фракции
Материальный баланс установки каталитического крекинга + Гидроочистка
Материальный баланс установки каталитической изомеризации
Установка каталитической депарафинизации дизельного топлива
Установка глубокого гидрокрекинга гудрона
Материальный баланс установки каталитического риформинга + Гидроочистка
Газофракционирующая установка
Установка сернокислотного алкилирования
Установка Клауса
6.РАСЧЁТ ГЛУБИНЫ ПЕРЕРАБОТКИ НПЗ, ИНДЕКСА НЕЛЬСОНА И ОЧ БЕНЗИНА СМЕШЕНИЯ
- РАСЧЕТ ПОЛЕЗНОЙ ТЕПЛОВОЙ НАГРУЗКИ АТМОСФЕРНОГО БЛОКА ПО СЕКЦИИ ПОДОГРЕВА СЫРЬЯ
9 РАСЧЁТ ТЕПЛООБМЕННИКА “НЕФТЬ – ЦО-1 К-2”
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с целым рядом проблем, таких, например, как:
- рационализация производственных возможностей;
- улучшение качества продуктов (особенно дизельного топлива и бензина);
- снижение энергопотребления;
- улучшение систем контроля и оптимизация производства;
- повышение надежности и эффективности эксплуатации;
- модернизация существующих производств;
- достижение более строгих показателей по охране окружающей среды и безопасности производства.
Также большое внимание уделяется сейчас вопросам углубленной переработки нефти, так как цены на остатки первичной переработки нефти на мировом рынке значительно ниже, чем на светлые нефтепродукты (автобензины, дизельные и реактивные топлива), поэтому неглубокая переработка нефти становится экономически невыгодной для производителя. В связи с этим, чтобы сделать переработку выгодной, надо из каждой тонны нефти получать больше ценных качественных продуктов - моторных топлив и сырья для нефтехимического синтеза, а также важно рационально использовать имеющиеся природные ресурсы, которые являются невосполнимыми. В связи с этим при имеющихся ресурсах необходима такая организация переработки нефти, при которой удовлетворение потребностей народного хозяйства происходит не за счет увеличения добычи нефти, а более глубокой ее переработкой.
Повышение требований по защите окружающей среды в глобальном масштабе заставило отросли автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности повысить эффективность топлив и снизить вредные выбросы. Внедрение в использование транспортных топлив с ультранизким содержанием серы стало мировой тенденцией, которая непрерывно усиливается. Так, например, современные спецификации предусматривают содержание серы в дизельном топливе равным 50 ррm. Такое топливо называется дизельным топливом со сверхнизким содержанием серы (ultra-low-sulfur-diesel - ULSD). Кроме того, Европейская комиссия, начиная с 01.01.2005г., ввела новую спецификацию на содержание серы в дизельных топливах и бензинах не более 10 ррm во всех странах членах ЕС с тем, чтобы к 2010 г. весь дизельный автотранспорт был переведён на ДТ с почти нулевым содержанием серы (near-zero- sulfur-diesel - NZSD) [1].
Гидроочистка проводится с целью удаления из нефтяных фракций таких нежелательных компонентов как сера, азот, кислород и металлоорганические соединения, а также для гидрирования олефинов и диеновых углеводородов. В некоторых случаях для улучшения качества топливных дистиллятов требуется также гидрирование ароматических углеводородов.
В состав любого современного нефтеперерабатывающего завода обязательно включают процессы гидроочистки и, прежде всего, гидроочистку дизельных фракций, полученных при прямой перегонке нефти и в деструктивных термических и каталитических процессах. Гидроочистка либо входит в состав комбинированной установки (например, ЛК-6У), либо включается в схему завода в виде отдельной установки.
Помимо этого, гидроочистке подвергаются:
- бензиновые фракции прямой перегонки нефти, термического крекинга и коксования с целью подготовки качественного сырья каталитического риформинга;
- керосино-газойлевые фракции прямой перегонки и деструктивного происхождения с целью снижения содержания серы до норм, соответствующих требованиям качественного компонента дизельного топлива и улучшения химической стабильности;
- вакуумный газойль для получения высококачественного сырья каталитического крекинга. Процессы гидрокрекинга вакуумного газойля и остаточных фракций, близкие по технологии к гидроочистке, используют для углубления переработки нефти [2].
Целью данного курсового является проект блока НПЗ мощностью 16 млн. тонн Усть-Балыкской нефти в год, ознакомление с основными правилами и приемами проектирования нефтехимических производств, расчета основных видов технологического оборудования, выбором типа технологических установок и их блоков, методами работы с технической литературой, стандартами на нефтепродукты и порядком выполнения курсового проекта.