Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения эмоций
1.1 Общая характеристика эмоций
1.2 Классификация эмоций
1.3 Проблемы эмоциональной неустойчивости личности в работах отечественных и зарубежных авторов
Глава 2 Волевая сфера личности
2.1 Определение воли и особенности волевых действий
2.2 Основные качества воли
2.3 Развитие воли
Заключение
Список использованной литературы
В процессе познания действительности человек по-разному относится
к объектам и явлениям окружающего мира. К некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именно так.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено
для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
В ряде профессий эмоционально-волевая устойчивость как составляющая часть психологического здоровья является важной характеристикой личности. Наличие эмоциональной неустойчивости
у личности может привести к серьезным личностным проблемам, а также к неспособности профессионально осуществлять свою работу. В данном контексте уровень эмоциональной неустойчивости является значимым критерием для прогноза успешности профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы эмоционально-волевой устойчивости человека и ее влияние на психологическое здоровье человека становится очевидной при изучении его социально-психологических характеристик, когда эта особенность рассматривается как качество, влияющее на адекватность межличностного общения.
Неразбериха в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна у ряда авторов: с одной стороны, воля не сводится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием. Тем не менее, исследование волевых процессов личности представляется довольно актуальной задачей. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства,
как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.
Цель реферата – рассмотреть составляющие эмоционально-волевой устойчивости человека.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику и классификацию эмоций;
- изучить проблемы эмоциональной неустойчивости личности в работах отечественных и зарубежных авторов;
- выделить основные качества воли и особенности волевых действий;
- рассмотреть составляющие развития воли.
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоций
1.1 Общая характеристика эмоций
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция определенно оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию[1].
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что определенно именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо определенно провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был определенно совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то определенно неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.
Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, определенно направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что определенно эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая старая по происхождению, определенно простейшая и наиболее распространенная
у живых существ форма эмоциональных переживаний — это определенно удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей,
и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности[2].
Эмоции определенно являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса[3].
Первый — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это определенно приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости
и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность определенно может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.
Второй компонент эмоции определенно связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие определенно оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.