Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологического и соматического здоровья
1.1. Сущность психологического здоровья
1.2. Критерии психологического и соматического здоровья
Глава 2. Теоретическое исследование влияние личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека
2.1. Личностные особенности человека
2.2. Взаимосвязь личностных особенностей и психологического и соматического здоровья человека
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека
3.1. Методы и организация исследования
3.2. Результаты исследования
3.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В современном российском обществе, переживающем период динамичных рыночных реформ, сопровождающихся глубоким социально-экономическим кризисом, обостряется проблема психического и физического здоровья населения. Особую обеспокоенность вызывает проблема здоровья молодежи, где отмечается значительная распространенность психосоматических (в первую очередь пограничных) нарушений и преморбидных психических отклонений. По данным различных авторов, от 40 до 90% учащихся страдают пограничными психическими расстройствами, сопровождающимися школьной дезадаптацией, нарушениями в поведенческой, эмоциональной и когнитивных сферах.
За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психоэмоциональных факторов в возникновении и развитии многих соматических заболеваний. Существенной составляющей проблемы недостаточной социальной адаптации, являются поведенческие девиации от повышенной конфликтности и антидисциплинарности до аддиктивности и деликвентности.
Особенно неблагоприятными для сохранения здоровья являются такие психические состояния как тревога, неуверенность, раздражительность, агрессивность, депрессия и другие, которые вызывают психоэмоциональное напряжение. Хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания, чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего постоянного фактора, релевантного ряду психосоматических заболеваний.
Вместе с тем, многие важные аспекты проблем психического здоровья и социальной адаптации получили явно недостаточное научное осмысление, а в литературе практически отсутствуют данные об исследованиях этой проблемы.
Объект исследования – психологическое и соматическое здоровье человека.
Предмет исследования – влияние личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека.
Цель исследования – изучение взаимосвязи и влияния личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека.
Гипотеза – предполагается, что имеется тесная взаимосвязь между личностными особенностями и психологическим и соматическим здоровьем человека; следовательно, личностные особенности оказывают влияние на уровень психологического и соматического здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность психологического и соматического здоровья человек.
2. Проанализировать личностные особенности и изучить их взаимосвязь с психическим и соматическим здоровьем человека.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье человека.
Методологической основой работы явились общетеоретические положения, составившие основу принципиальных представлений о развитии личности, сформулированные Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном и их последователями; принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин и др.), в контексте которых психологическое здоровье рассматривалось с точки зрения иерархического строения его составляющих.
Теоретическую базу исследования составили концепции психического здоровья, развиваемые в работах Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и других авторов, выделивших психологический аспект проблемы здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов; представления о психологическом здоровье И.В. Дубровиной.
Методы исследования. Для решения поставленных задач проведен теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, медицине, философии, который помог определить теоретическую позицию исследования. На этапе сбора данных был использован комплекс взаимодополняющих методов и методик; анкетирование, математические и статистические методы обработки результатов.
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие 30 респондентов в возрасте 20-30 лет, из них 18 женщин и 12 мужчин.
Основные этапы исследования. На первом этапе исследования был проведен анализ теоретических источников. На втором этапе проводилось эмпирическое исследование с использованием различных методик. На третьем этапе проводилась обработка полученных результатов при помощи статистических методов, а также оформлялись результаты работы.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивались адекватностью методического инструментария поставленным задачам и надежностью используемых методик; статистической значимостью анализируемых данных.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 36 страниц. Работа содержит 6 таблиц, 2 диаграммы, 2 приложения.
1. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / В.А. Ананьев // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Медицина, 2000. – 382 с.
2. Васильева, О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов. – Ростов-на-Дону, 2005. – 352 с.
3. Гуревич, П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 560 с.
4. Жебрун, Я.О. Особенности коррекции самоотношения у лиц с Я-ориентированным перфекционизмом / Я.О. Жебрун // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – №5. – С. 23-27
5. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.
6. Казарян, Р. Душа просит защиты / Р. Казарян // Медицинская газета. – 2013. – № 44(19 июня) – С. 10.
7. Кравцова, Н.А. Конференция по проблеме здоровья личности в теоретической и прикладной психологии (Владивосток 2011 г) / Н.А. Кравцова, Б.С. Братусь, Г.В. Залевский // Психол. журн. – 2011. – № 2. – С. 116-118.
8. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.
9. Лебедева, О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе / О.В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-1. – С. 33-37.
10. Лэнг, Р. Раздробленное «Я». Пер. с англ. / Р. Лэнг. – СПб.: Академия, Белый кролик, 1995. – 352 с.
11. Миронова, Т.Л. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму / Т.Л. Миронова, Э.В. Дондупова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – №5. – С. 88-100.
12. Мотков, О.И. Методика «Личностная биография» / О.И. Мотков // Школьный психолог. – 1998. – № 38. – С. 8–9.
13. Нагаев, В.В. Основы клинической психологии: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 464 с.
14. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
15. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. – 592 с.
16. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 697 с.
17. Секач, А.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы / А.Ф. Секач. – М.: Академический Проект, 2003. – 192 с.
18. Сидоров, П. «Ментальная медицина» – парадигма психиатрии / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2013. – №16. (1 марта) – С. 5.
19. Смирнова, О.Б. Теоретический аспект развития самоотношения в структуре Я-концепции учителя / О.Б. Смирнова // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. – 2010. – 5. – С.172-180.
20. Тхостов, А.Ш. Болезнь как семиотическая система / А.Ш. Тхостов // Вестник МГУ. Психология. – 1993. – № 4.
21. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
22. Шувалов, А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья / А.В.Шувалов // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 3-16.
23. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А.В.Шувалов // Вопросы психологии. – 2012. – № 1. – С. 3-12.
24. Юров, Ю.В. Восхождение к психологическому здоровью / Ю.В. Юров // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (262). – С. 143-146.
25. Юров, Ю.В. Предболезненные психические дисфункции у студентов / Ю.В. Юров // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов отв. Ред. И.В. Завгородняя. О.П. Макушина: Воронежский государственный университет. – Воронеж: Изд-во полиграфический центр Воронежского государственного университета. – 2013. – С.320-322.
26. Юров, Ю.В. Профилактика психосоматических расстройств у студентов / Ю.В. Юров // Российское психологическое общество: материалы V съезда Общерос. обществ. организации. – М., 2012. – Т. 3. – С. 79-80.
27. Юров, Ю.В. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей / Ю. В. Юров // Новой школе – здоровые дети: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Воронеж. гос. пед. ун-т. – Воронеж. – 2012. – С. 206-207.