Курсовая работа|Психология

Курсовая Особенности взаимосвязи оценки типа организационной культуры и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

Курсовая работа по организационной психологии

Уточнить оригинальность, количество покупок и другие вопросы по данной работе - пишите нам до покупки на support@topwork24.ru.
Вы можете получить скидку на данную работу! Отправьте нам на почту 5 ваших готовых оригинальных работ и получите скидку 5%, 10 работ - 10%.

Авторство: Telesammit

Год: 2013 | Страниц: 40

Цена: 1 150
Купить работу

Введение 
Глава 1. Теоретический аспект изучения организационной культуры и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 
1.1. Сущность и типы организационной культуры 
1.2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания» 
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания 
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 
Глава 2. Специфика взаимосвязи типа организационной культуры и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 
2.1. Основные положения исследования 
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 
2.3. Анализ корреляционной взаимосвязи 
Заключение 
Список использованных источников 
Приложение А Результаты тестирования 
Приложение Б Результаты корреляционного анализа

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в России наблюдается значительное усиление интереса к вопросам культуры организации не только со стороны ученых и исследователей, но и со стороны представителей бизнеса, руководителей компаний, что следует отнести к значительным факторам развития экономики и общества в целом. Это связано с осознанием того влияния, которое организационная культура оказывает на успехи и эффективность деятельности компаний.

Современные процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации. В нашей стране актуальность социально-психологических исследований организационной культуры определяется кардинальными изменениями в политической и социально-экономической сферах, влияющими на характер отношений между организацией и человеком.

Сегодня позволительно сделать вывод, что организационная культура объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри фирмы, делая коллектив сплоченным и производительным. Она создает внешний образ организации, формирует ее имидж, определяет характер отношений с клиентами и партнерами. Культура помогает концентрировать усилия на главных стратегических направлениях, определяемых в соответствии с основным предназначением компании – ее миссией. Обладать сильной организационной культурой становится традицией многих компаний, так как только сильная культура способна создать то «социально-экономическое поле», которое обеспечит наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ей сотрудников.

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране характеризуется возникновением общественно-исторических условий, порождающих широкий спектр принципиально новых стрессовых ситуаций в общественном, групповом и индивидуальном бытии, в частности, в профессиональной деятельности личности. Резкое увеличение социальной напряженности в обществе приводит к увеличению числа индивидов и групп, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации.

Таким образом, в отечественной психологии возникает потребность в исследовании природы факторов социального дистресса. В зарубежной психологии вопросами поведения и переживаний личности в трудных, стрессовых, экстремальных ситуациях интенсивно занимаются представители социальных наук, в том числе, и различные направления психологической науки. Одним из приемов психологической защиты в стрессовых ситуациях, дезадаптации в профессиональной деятельности выступает синдром «эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Специфика данного синдрома, особенности его проявления и развития изучались многими авторами и описаны в различных терминах (В.В. Бойко, 1996; Н.Е. Водопьянова, 1997; К. Маслач, 1982; В.Е. Орел, 2001; Т.И. Ронгинская, 2002; Т.В. Форманюк, 1994) и с разных позиций, но несмотря на большое количество исследований в зарубежной и отечественной психологической науке синдрома «эмоционального выгорания» проблемам взаимодействия типа организационной культуры и эмоционального выгорания посвящено скромное количество исследований.

Таким образом, недостаток изучения проблемы взаимосвязи типа организационной культуры и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников обусловила проблему данного исследования.

Целью исследования являлось выявление взаимосвязи между типами организационной культуры и проявлениями синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Объект исследования: типы организационной культуры.

Предметом исследования является взаимосвязь между типами организационной культуры и проявлениями синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Гипотеза: предполагается, что существует тесная взаимосвязь между типами организационной культуры и проявлениями синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников: отрицательная взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и рыночным типом организационной культуры; положительная взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и иерархическим типом организационной культуры.

На основании поставленной цели, предмета и объекта исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность организационной культуры.
  2. Выявить основные типы организационных культур.
  3. Проанализировать синдром эмоционального выгорания.
  4. Выявить специфику синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
  5. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между типами организационной культуры и проявлениями синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • социально-психологические исследования организационной культуры (В.Н. Воронин, Т. Парсонс, В Сате, Э. Шейн, Т. Питере, Р. Уотерман и другие), исследования организационного поведения и психологии управления (А.Н. Занковский, М. Мескон, Ф. Котлер, Г. Друкер и другие).
  • общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, С. Джексон, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Е.С. Старченкова, Э.Э. Сыманюк, Т.В. Форманюк, Х.Дж. Фрейденберг).

Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных;
  2. Эмпирический метод:
  • методы психодиагностического исследования, тестирование с помощью комплекса тестовых методик (методика оценки синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко и методика OCAI);
  • методы математической обработки: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследования: поликлиническое отделение Государственной Новосибирской областной клинической больницы (630087, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 130). В исследовании приняли участие 15 медицинских сестер.

Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыта сущность и типы организационной культуры. Во второй главе представлен анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания медицинских работников. Третья глава содержит результаты собственного эмпирического исследования. В заключении представлены выводы по проделанной работе.

  1. Арлукевич И.В. Выгорание среди медицинских сестер психиатрии / И.В. Арлукевич // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика – 2013. – №2. – С.122-129.
  2. Арутюнов А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: Дис. … канд. мед. наук / А.В. Арутюнова. – М., 2004. – 165 с.
  3. Бойко В. В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. – СПб., 2004. – 474 с.
  4. Величковская С. Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка / С.Б. Величковская // Психологические и педагогические проблемы развития образования: Вестник МГПУ. – 2004. – Вып. 484. – С. 156-174.
  5. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. – СПб., 2005. – 336 с.
  6. Жижин К.С. Профессиональное выгорание медицинской сестры как следствие специфики трудового процесса / К.С. Жижин, В.В. Морозов, Т.В. Оганесьян, А.П. Бункина, О.Э. Карбовская // Успехи современного естествознания. – 2010. – №5 (май). – С.29-33.
  7. Им О.Т. Проявление профессиональной деформации у медицинских сестер от степени профессионального выгорания / О.Т. Им, Е.К. Железная // В мире научных открытий. – 2009. – №4 (август). – С.40-42.
  8. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и пром. экология. – 2006. – № 12. – С. 21-26.
  9. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2003. – 1312 с.
  10. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. – М.: Мысль, 1983. – 284 с
  11. Организационная психология: Учебник / под общ. ред. А.Б. Леоновой. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 429 с.
  12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.
  13. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  14. Темрокова С.Б. Профессиональное выгорание медицинских работников: причины и последствия / С.Б. Темрокова // Прикладная психология и психоанализ. – 2013. – №2. – С.5-6.
  15. Хетагурова А.К. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе / А.К. Хетагурова, Н.А. Касимовская // Экономика здравоохранения. – 2007. – № 2–3 (112). – С. 25-29.
  16. Хохлова Т.П. Организационное поведение: Учебное пособие / Т.П. Хохлова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 509 с.
  17. Черных Е. Организационная культура предприятия как инструмент принятия управленческих решений / Е. Черных // Управление персоналом. – 2004. – № 3. – С. 66–69.
  18. Шаталова Н. И. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Н.И.Шаталова, Н.А.Александрова и др.; Под ред. Н.И.Шаталовой – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 221 с.
  19. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство / Э. Х. Шейн. – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
  20. Шольц К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью / К. Шольц // Проблемы теории и практики управления. – 1995. – № 3. – С. 111-114
  21. Barth A. R. Burnout bei Lehrern. – Gottingen: Hogrefe, 1992. – 215 S.
  22. Freudenberger H. J. Staff burn-out // J. of Social – 1994. – Vol. 30. – P. 159-165.
  23. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. – 2001. – № 34. – P. 34-42.
  24. Maslach C., Jackson S. E. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press, 1986. – 112 p.
  25. Maslach C., Jackson S. E. The role of sex and family variables in burnout // Sex Roles. – 1985. – Vol. 12. – P. 41-48.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit
Курсовая работа Психология
2012 год 26 стр.
Курсовая Психологический анализ обидчивости у взрослых
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское