Курсовая работа|Психология

Курсовая Влияние темперамента на учебную деятельность школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на support@topwork24.ru

Авторство: diplomstud

Год: 2010 | Страниц: 43

Введение

Глава 1. Психологическая характеристика особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения
1.1. Анализ психологических исследований учебной деятельности
1.2. Психологический анализ сущности темперамента
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников

Глава 2. Исследование влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников
2.1. Психологические методы исследования темперамента

2.2. Организация и методы исследования проявления темпераментальных особенностей в процессе учебной деятельности младших школьников

Заключение

Библиография

Приложения

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует ученых и учителей. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, Н.М. Хомутова [12] и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Учитывая способности и возможности каждого ребенка, предлагая ему посильные задания, предъявляя соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществляя индивидуальный подход в обучении учащихся, можно добиться значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (П.М. Ершов [26], Е.П. Ильин [10], Г.Д. Марцинковская [14], Т.А. Власова [20], А.Н. Леонтьев [20], П.В. Симонов [26] и др.).

Основы общей теории учения были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными [20].

Особенности темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах Е.П. Ересь [9], Э.Кречмер [11], Б.М. Тепловой [29, 30], В.Д. Небылициной [17], В.М. Русалова [24, 25] и многих других.

Таким образом, проблема влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников сегодня весьма актуальна, но малоразработана.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная методическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Психологический анализ влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников».

Цель работы - выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.

Объектом исследования - процесс развития темпераментальных особенностей младших школьников.

Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
  3. Проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников.
  4. Выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.
  5. Сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в процессе учебной деятельности.
  1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. - 175 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. - 89 с.
  3. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. – 1981. – С. 11-15.
  4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966. - 108 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. – 278 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 309 с.
  7. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка – Иркутск,1999. – 290 с.
  8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 1980. – С.18-21.
  9. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.-123 с.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 253 с.
  11. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200 с.
  12. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986. – 245 с.
  13. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984. - С. 15.
  14. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176 с.
  15. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964. – 254 с.
  16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
  17. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 290 с.
  18. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995. – 325 с.
  19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 167 с.
  20. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 148 с.
  21. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996. – 176 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590 с.
  23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. – 205 с.
  24. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985 том 1. – 309 с.
  25. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990. – 200 с.
  26. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с.
  27. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления // Школьный психолог-2000-№38 - С.2-16
  28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.
  29. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963. – С. 5 – 7.
  30. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit
Курсовая работа Психология
2012 год 26 стр.
Курсовая Психологический анализ обидчивости у взрослых
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское