Курсовая работа|Психология

Курсовая Влияние темперамента на учебную деятельность школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2010 | Страниц: 43

Введение

Глава 1. Психологическая характеристика особенностей темперамента младшего школьника в процессе обучения
1.1. Анализ психологических исследований учебной деятельности
1.2. Психологический анализ сущности темперамента
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников

Глава 2. Исследование влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников
2.1. Психологические методы исследования темперамента

2.2. Организация и методы исследования проявления темпераментальных особенностей в процессе учебной деятельности младших школьников

Заключение

Библиография

Приложения

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует ученых и учителей. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, Н.М. Хомутова [12] и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Учитывая способности и возможности каждого ребенка, предлагая ему посильные задания, предъявляя соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществляя индивидуальный подход в обучении учащихся, можно добиться значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (П.М. Ершов [26], Е.П. Ильин [10], Г.Д. Марцинковская [14], Т.А. Власова [20], А.Н. Леонтьев [20], П.В. Симонов [26] и др.).

Основы общей теории учения были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными [20].

Особенности темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах Е.П. Ересь [9], Э.Кречмер [11], Б.М. Тепловой [29, 30], В.Д. Небылициной [17], В.М. Русалова [24, 25] и многих других.

Таким образом, проблема влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников сегодня весьма актуальна, но малоразработана.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная методическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Психологический анализ влияния темперамента на учебную деятельность младших школьников».

Цель работы - выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.

Объектом исследования - процесс развития темпераментальных особенностей младших школьников.

Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
  3. Проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников.
  4. Выявить влияние темперамента на учебную деятельность младших школьников.
  5. Сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в процессе учебной деятельности.

 

1.2 Психологический анализ сущности темперамента

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей» [13; 65].

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

До конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента.

Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов.

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Павлов пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют не жидкостные компоненты внутренней среды организма, а свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности [15; 78].

Как доказал И.П.Павлов, динамика протекания психической деятельности и индивидуальные особенности поведения всецело зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения — является основой этих различий в нервной деятельности.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Так, в основе сангвинического темперамента лежит следующее сочетание свойств нервной системы - подвижность + уравновешенность + сила. В основе холерического подвижность + неуравновешенность + сила. В основе флегматического - инертность + уравновешенность + сила. И в основе меланхолического темперамента лежат свойства, которые имеют слабую выраженность. Это тотально слабый тип.

Б.М. Теплов, отвергая Павловскую схему «четырех классических темпераментов», предлагал рассматривать все сочетания свойств нервной системы как самостоятельные типы, поставив в качестве специальной задачи вопрос о критериях, на основании которых могут выделяться из них «основные типы» [30].

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы В.Д. Небылицина [17], М.В. Бодунова [6], В.М. Русалова [25], И.М. Палей 6[], Л.Б. Ермолаевой-Томиной [18] и многих других.

Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики.

Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.

Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность [18].

Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. В его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой - не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.

Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат Дж. Гилфорду [30]. Он предложил так называемую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры. Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента:

 -вспыльчивость-сдержанность;

 - реализм;

 - эмоциональность;

 - социальную адаптируемость.

Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности - по терминологии Айзенков), как экстра-версия-интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента [30].

Дальнейшие исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента [1985; 1990]. По их мнению, прежде всего, следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента.

Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах нервной системы [29]. Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности.

Концепция П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова, позволила не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента. Исходя из данной функционально-системной концепции, темперамент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функциональные «блоки» поведения.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);

2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);

3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4) раннее проявление в детстве;

5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7) наследуемость [25].

Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально- динамические аспекты всего поведения человека. Включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.

Темперамент, в рамках этого подхода, представляет собой совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические потенции.

Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента в рамках данного подхода.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. - 175 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. - 89 с.
  3. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. – 1981. – С. 11-15.
  4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966. - 108 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. – 278 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 309 с.
  7. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка – Иркутск,1999. – 290 с.
  8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 1980. – С.18-21.
  9. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.-123 с.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 253 с.
  11. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200 с.
  12. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986. – 245 с.
  13. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984. - С. 15.
  14. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176 с.
  15. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964. – 254 с.
  16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
  17. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 290 с.
  18. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995. – 325 с.
  19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 167 с.
  20. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 148 с.
  21. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996. – 176 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590 с.
  23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. – 205 с.
  24. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985 том 1. – 309 с.
  25. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990. – 200 с.
  26. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с.
  27. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления // Школьный психолог-2000-№38 - С.2-16
  28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.
  29. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963. – С. 5 – 7.
  30. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit
Курсовая работа Психология
2012 год 26 стр.
Курсовая Психологический анализ обидчивости у взрослых
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское