Курсовая работа|Психология

Курсовая Исследование качества жизни младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 43

Введение 
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы качества жизни младших школьников в психологической литературе 
1.1. Характеристика понятия качества жизни и его составляющих
1.2. Возрастные особенности младших школьников
1.3. Способы повышения качества жизни младших школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование качества жизни младших школьников
2.1. Характеристика методов и выборки исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение 
Список литературы

Актуальность исследования.

В нашей стране в настоящее время не существует последовательной и непрерывной системы просвещения в сфере здравоохранения. На разных возрастных этапах развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школах, в больницах, из средств массовой информации и др. Эта информация отрывочна, случайна, не системна, часто противоречива. Это подводит нас к исключительной важности проблемы развития системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения и до глубокой старости знаниями по методологии здоровье. Право граждан России на здоровье утвердила Конституцию Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Осуществление права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы технического обслуживания и здравоохранения, и которые могли бы определить место каждого социально-экономического уровня: в семье, в школе, органах здравоохранения, предприятиях, спортивных организаций, государствам и другим. Но все это требует нового мышления, переосмысление концептуальной модели здоровья учитывая, что в формировании здоровья населения, важное место принадлежит поведенческих факторов: режима труда и отдыха, отношения в семье и на работе, и др. а также условия жизни и быта. Функциональная структура тождественно понятию «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовой, социальной, интеллектуальной (психологические установки, природу умственной деятельности, физической и медицинской деятельности). То есть, проблема здоровья, прежде всего, выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь - медицинские.

В настоящее время, на программы в сфере здравоохранения, образования, ориентированные только на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, индивидуальных, типологических, возрастных и гендерных особенностей. Нет сомнения культурологический аспект проблемы, потому что культура отражает меру осознания и овладения человеком своего отношения к себе, обществу, природе, степени и уровня саморегуляции его сущностных потенций.

Объект исследования - качество жизни.

Предмет исследования - особенности качества жизни у младших школьников.

Цель исследования - изучить особенности качества жизни у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие качества жизни, здорового образа жизни в научной литературе.

2. Выявить возрастные особенности младших школьников.

3. Проанализировать составляющие качества жизни и способы его повышения.

4. Провести экспериментальное исследование качества жизни младших школьников.

Гипотеза исследования - качество жизни здоровых и хронически больных младших школьников будет иметь определенные различия.

Выборка исследования составляла 40 детей учащихся 4 класса школы №110, 2 группы: в первую группу вошли здоровые дети (20 человек), во вторую - дети, имеющие хронические заболевания или часто болеющие (20 человек).

Для изучения качества жизни был использован - "Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF)".

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1.1. Характеристика понятия качества жизни и его составляющих.

Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев качества жизни человека конца XX века. Критерии и составляющие представляются следующими:

- физический - сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;

- психологические - положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания;

- уровень самостоятельности - повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения;

- общественная жизнь - личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность (для детей не рассматривается);

- окружающая среда - благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология;

- духовность - религия, личные убеждения.

С развитием цивилизации резко изменился образ жизни. Образ жизни - это очень широкое и сложное понятие. Как пишет Ю.П. Лисицын: «Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей». Данное максимально общее определение образа жизни трудно сгруппировать в определен¬ную систему, классифицировать, чтобы использовать его в конкретных исследованиях, рекомендациях. В нашей работе мы выделяем и рассматриваем более узкое понятие - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья (В.Г. Запорожченко).

«Под здоровым образом жизни следует понимать: - считают М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, - такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций».

Под образом жизни большинством авторов понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Это биосоциальная категория, интегрирующая определенное представление человека о способе его жизнедеятельности, характеризующееся его общественной и трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

По мнению Э. Вайнера, понятие образа жизни определяется как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. Ю. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социально-психологическую - стиль жизни, социальную - качество жизни и социально-экономическую - уклад жизни. Здоровье человека в большей степени зависит от стиля и уклада жизни, обусловлено историческими и национальными традициями, закрепленными в сознании людей. Болезни людей обусловлены, прежде всего, образом жизни и повседневным поведением. Абиологические тенденции в образе жизни современного человека существенно обостряют главную проблему здоровья, состоящую в противоречии между возрастающими потребностями в хорошем здоровье и неблагоприятными сдвигами в его состоянии. Последнее связано с низкой гигиенической валеологической и экологической грамотностью, а также поведенческой пассивностью, которую можно объяснить двойственной природой человека: биологической и социальной. В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим и социальным. В зависимости от преобладания тех или иных тенденций, чело¬век организует свой индивидуальный образ жизни. В связи с этим актуализируются потенциальные возможности педагогики и психологии в формировании здоровой личности.

  1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 416с.
  2. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие/ Сост. Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 464с.
  4. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. - 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 416с.
  5. Лукьянова Е.М. Оценка качества жизни в педиатрии// Качественная клиническая практика. №4, 2010. - С.39-43.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Кн. 2: Психология образования. - 608с.
  7. Менделевии В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д.Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.
  8. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. - М.: ACT: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 639с.
  9. Овчинников Б.В., Костюк Г.П., Дьяконов И.Ф. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья : учебное пособие / Б.В. Овчинников, Г.П. Костюк, И.Ф. Дьяконов. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 302с.
  10. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. -512с.
  11. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 528с.
  12. Профилактика кризиса у детей (Мониторинг состояния и своевременное решение проблем несовершеннолетних): практическое руководство / Б.С. Фролов, Л.П. Рубина, И.В. Овечкина. - СПб., 2008. - 187с.
  13. Психология: учеб. / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 752 с.
  14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2008. - 349с.
  15. Яковлев Б. Психофизиологические основы здоровья / Б. Яковлев, О. Литовченко. - М.: Эксмо, 2010. - 288с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2012 год 26 стр.
Курсовая Психологический анализ обидчивости у взрослых
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское