Актуальность исследования.
В нашей стране в настоящее время не существует последовательной и непрерывной системы просвещения в сфере здравоохранения. На разных возрастных этапах развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школах, в больницах, из средств массовой информации и др. Эта информация отрывочна, случайна, не системна, часто противоречива. Это подводит нас к исключительной важности проблемы развития системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения и до глубокой старости знаниями по методологии здоровье. Право граждан России на здоровье утвердила Конституцию Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Осуществление права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы технического обслуживания и здравоохранения, и которые могли бы определить место каждого социально-экономического уровня: в семье, в школе, органах здравоохранения, предприятиях, спортивных организаций, государствам и другим. Но все это требует нового мышления, переосмысление концептуальной модели здоровья учитывая, что в формировании здоровья населения, важное место принадлежит поведенческих факторов: режима труда и отдыха, отношения в семье и на работе, и др. а также условия жизни и быта. Функциональная структура тождественно понятию «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовой, социальной, интеллектуальной (психологические установки, природу умственной деятельности, физической и медицинской деятельности). То есть, проблема здоровья, прежде всего, выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь - медицинские.
В настоящее время, на программы в сфере здравоохранения, образования, ориентированные только на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, индивидуальных, типологических, возрастных и гендерных особенностей. Нет сомнения культурологический аспект проблемы, потому что культура отражает меру осознания и овладения человеком своего отношения к себе, обществу, природе, степени и уровня саморегуляции его сущностных потенций.
Объект исследования - качество жизни.
Предмет исследования - особенности качества жизни у младших школьников.
Цель исследования - изучить особенности качества жизни у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие качества жизни, здорового образа жизни в научной литературе.
2. Выявить возрастные особенности младших школьников.
3. Проанализировать составляющие качества жизни и способы его повышения.
4. Провести экспериментальное исследование качества жизни младших школьников.
Гипотеза исследования - качество жизни здоровых и хронически больных младших школьников будет иметь определенные различия.
Выборка исследования составляла 40 детей учащихся 4 класса школы №110, 2 группы: в первую группу вошли здоровые дети (20 человек), во вторую - дети, имеющие хронические заболевания или часто болеющие (20 человек).
Для изучения качества жизни был использован - "Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF)".
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.1. Характеристика понятия качества жизни и его составляющих.
Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев качества жизни человека конца XX века. Критерии и составляющие представляются следующими:
- физический - сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;
- психологические - положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания;
- уровень самостоятельности - повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения;
- общественная жизнь - личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность (для детей не рассматривается);
- окружающая среда - благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология;
- духовность - религия, личные убеждения.
С развитием цивилизации резко изменился образ жизни. Образ жизни - это очень широкое и сложное понятие. Как пишет Ю.П. Лисицын: «Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей». Данное максимально общее определение образа жизни трудно сгруппировать в определен¬ную систему, классифицировать, чтобы использовать его в конкретных исследованиях, рекомендациях. В нашей работе мы выделяем и рассматриваем более узкое понятие - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья (В.Г. Запорожченко).
«Под здоровым образом жизни следует понимать: - считают М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, - такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций».
Под образом жизни большинством авторов понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Это биосоциальная категория, интегрирующая определенное представление человека о способе его жизнедеятельности, характеризующееся его общественной и трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.
По мнению Э. Вайнера, понятие образа жизни определяется как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. Ю. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социально-психологическую - стиль жизни, социальную - качество жизни и социально-экономическую - уклад жизни. Здоровье человека в большей степени зависит от стиля и уклада жизни, обусловлено историческими и национальными традициями, закрепленными в сознании людей. Болезни людей обусловлены, прежде всего, образом жизни и повседневным поведением. Абиологические тенденции в образе жизни современного человека существенно обостряют главную проблему здоровья, состоящую в противоречии между возрастающими потребностями в хорошем здоровье и неблагоприятными сдвигами в его состоянии. Последнее связано с низкой гигиенической валеологической и экологической грамотностью, а также поведенческой пассивностью, которую можно объяснить двойственной природой человека: биологической и социальной. В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим и социальным. В зависимости от преобладания тех или иных тенденций, чело¬век организует свой индивидуальный образ жизни. В связи с этим актуализируются потенциальные возможности педагогики и психологии в формировании здоровой личности.