ВВЕДЕНИЕ
1.1. Сущность и характеристика девиантного поведения
1.2. Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
2.1. Характеристика подросткового возраста
2.2. Девиации и девиантное поведение в подростковом возрасте
2.3. Факторы, влияющие на девиантное поведение подростков
3.1. Методы и организация исследования
3.2. Результаты исследования
3.3. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка.
Во многом причины названных тенденций связаны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм. В связи с этим возрастает количество подростков с девиантным поведением.
Объект исследования – девиантное поведение.
Предмет исследования – психологические причины девиантного поведения подростков.
Цель исследования – изучение психологических причин девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что у большинства подростков с девиантным поведение преобладает неадекватная завышенная самооценка, пассивная личностная позиция, нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний.
Задачи исследования:
- охарактеризовать сущность девиантного поведения и проблему девиантного поведения в психолого-педагогической литературе;
- дать характеристику подросткового возраста;
- проанализировать девиации и девиантное поведение в подростковом возрасте;
- определить факторы, влияющие на девиантное поведение подростков;
- провести эмпирическое исследование психологических причин девиантного поведения подростков.
Методологическая основа исследования: принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.); субъектный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; сравнение; систематизация.
2. Эмпирические методы: психодиагностический метод, количественный и качественный анализ результатов.
3. Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Коралл».
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие 20 подростков 12-14 лет с девиантным поведением.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: Пер Сэ, 2008. – 427 с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. Старовойтова. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь. 2001. – 74 с.
4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 – М., 1986 206 с.
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, ЭКСМО, 2003. – 512 с
7. Гульдан В. В., Романова О.Л., Корсун А. М., Шведова М.В. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлении школьников о наркомании и токсикомании // Психологические исследования в психологии и наркологии. – Л., 1989. – С. 68-74.
8. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматического похода: монография / Л.В. Доманецкая; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. – 304 с.
9. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М., 1998. – С.445-459
10. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие / М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК, 2013. – 376 с.
11. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности // Принцип развития в психологии. Сборник статей / под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978. – С. 243-248.
12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб: Союз, 2005. – 169 с.
13. Зиннуров Ф.К., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 6-13.
14. Ильницкая В.А., Толмачева В.В. Девиантное поведение подростков: понятие, признаки, особенности // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2013. – № 2. – С. 13-18.
15. Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 12. – С. 295-299.
16. Каубиш В. К. О факторах, определяющих девиантное поведение подростков // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. – Харьков, 1996. – Т.3. – С. 220-221.
17. Кедрова И.А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 690.
18. Кенсаринова М.В. Девиантное поведение как педагогическая проблема // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 264-266.
19. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М., 2014. – 312 с.
20. Крафт О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 88-91.
21. Лиханов А.А. Дети без родителей. – М.: Академия, 2007. – 215 с.
22. Личко А. Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1977. – С. 61-70.
23. Лужецкая И. А., Павлова О.Н. Особенности материнского отношения к ребенку до и после его поступления в школу // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – С. 119-125.
24. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 432 с.
25. Минуллина А. Ф. К определению понятия «детско-родительские отношения» // Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – С.424-427.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: – Воронеж: НПО «Модек», 1995. – 356 с.
27. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб: Питер, 2010. – 294 с.
29. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1986. – 208 с.
30. Сергиенко Е.А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под обш. ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – С. 270-309.
31. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
32. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психологии. – 1995. – № 3. – С. 139-150.
33. Смирнова И.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С. 3-14.
34. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности // Вопр. психол. – 2001. – № 6. – С. 3-16.
35. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности: сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: НИИОП – 1981. – С. 38-44.
36. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т 2. – М.: ООО «Апрель Пресс», 2000. – 464 с.
37. Столин В.В., Бодалев А.А. Общая психодиагностика // Семья и формирование личности. – М.: Речь, 2000. – 440 с.
38. Тараканова Е.В. Девиантное поведение подростков как следствие органического генеза // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – № 36. – С. 224-233.
39. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – 351 с.
40. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. / В.С. Торохтий. – М.: ЦСП РАО, 1996. – 318 с.
41. Ускенбаева А., Самбетова А. Сущность девиантного поведения подростков и психолого-педагогические причины их возникновения // Путь науки. – 2015. – № 12 (22). – С. 92-93.
42. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М.: ИП РАН, 2007. – 384 с.
43. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.А. Мастеров. – М.: Инетрпракс, 1995. – 288 с.
44. Шибутани Т. Социальная психология [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/335294/
45. Эйдемиллер Э.Г. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте // Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – С. 126-136.
46. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
47. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва Воронеж, 1995. – 280 с.