Введение
1. Теоретический анализ психологических особенностей обидчивости у взрослых
1.1. Сущность феномена «обидчивость»
1.2. Особенности обидчивости у взрослых людей
2. Эмпирическое исследование обидчивости у взрослых людей
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Тест эмоций
Приложение 2. Методика Дембо-Рубинштейн
Приложение 3. Корреляционный анализ
Проблема обиды и обидчивости в современной психологии является недостаточно разработанной как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Немногочисленные, фактически единичные исследования, проведенные в данной области, реализуют общепсихологический подход к изучению обиды и обидчивости, в русле которого обида рассматривается как особое психическое состояние, как одно из проявлений эмоциональной сферы личности. При этом исходная проблема до сих пор находится вне поля зрения социальных психологов, вопреки очевидной и важной роли обиды и обидчивости в реализации, поддержании и сохранении межличностных отношений.
С позиции общей психологии обида – негативное эмоциональное переживание, наиболее распространенной причиной которого является уязвленное самолюбие; это переживание, способное превратиться в своеобразную инфантильно-невротическую реакцию, возникающую в любых ситуациях, связанных с оценкой Я и самоутверждением [12].
С позиции социальной психологии обида – реакция на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению, являющаяся сигналом нарушения социального контакта и специфическим регулятором социального взаимодействия, поскольку стимулирует партнеров к изменению отношений: к восстановлению нарушенных отношений или к их полному разрыву и дистанцированию [2]. В то же время обидчивость как устойчивое свойство личности, отражающее высокую склонность к переживанию обиды в различных ситуациях общения, может выступать в качестве своеобразного барьера нормального межличностного взаимодействия, приводящего к дестабилизации межличностных отношений, вплоть до социальной дезадаптации.
Не случайно обидчивость, как известно, является чертой характера конфликтной личности. Именно поэтому, на наш взгляд, изучение обиды и обидчивости в контексте социально-психологических исследований представляется не только важным, но и актуальным.
Цель данной работы – выявить влияние личностных характеристик, в частности, самооценки на проявление обидчивости у взрослых людей.
Объект исследования – обида как социально-психологический феномен.
Предмет исследования – влияние уровня самооценки на проявление обидчивости у взрослых людей.
Гипотеза: предполагаем, что:
1) у женщин феномен обидчивости выражен сильнее, чем у мужчин;
2) на проявление обидчивости у взрослых людей влияет уровень самооценки: чем ниже самооценка, тем выше уровень обидчивости.
Задачи:
- Изучить сущность феномена обидчивости.
- Выявить особенности обидчивости у взрослых.
- Провести исследование, направленное на выявление психологических особенностей у взрослых людей.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; синтез.
- Эмпирические методы: тестирование: «Тест эмоций» (тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной); методика Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
- Математико-статистические методы: критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Ч. Спирмена. Обработка результатов проводилась в программе «SSPS for Windows».
- Агеева З.А. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости / З.А. Агеева, М.С. Гриценко // Вестник Ивановского государственного университета. – 2009. – №1. – С.19-23.
- Апуневич О. А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Череповец, 2001 . – 28 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Отв. ред. М. С. Мацковский. – СПб., 1992. – 316 с.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 564 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 482 с.
- Исаев В. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 176 с.
- Либина Е. В. Индивидуальные различия в стратегиях решения человеком сложных жизненных ситуаций: дис.... канд. психол. наук. – М., 2003. – 186 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 216 с.
- Москвитина О.А. Половозрастные психологические особенности поведения в ситуациях эмоционального напряжения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2008. – № 4. – С. 70-84.
- Орлов Ю. М. Саногенное размышление обиды. – М.: Просвещение, 1996. – 175 с.
- Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 2006. – С.45-51.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический Проект, 2009. – 208 с.
- Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology. – 1957. – P. 343-349.