Курсовая работа|Психология

Курсовая Особенности кратковременной памяти у младших школьников с ЗПР, 1 глава

В работе охарактеризована кратковременная память как психологический феномен, выявлены психологические особенности и причины задержки психического развития, изучена кратковременная память и ее особенность у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 19

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Кратковременная память как психологический феномен

1.2. Психологические особенности и причины задержки психического развития

1.3. Кратковременная память и ее особенность у младших школьников в норме и с задержкой психического развития

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность исследования. Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание исследователей еще в девятнадцатом столетии (К. А. Добролюбов). Они описывались под разными названиями: «псев-доненормальные», «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмотные», а также как дети, занимающие промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными» (A. Binet, Т. Simon), дети «пограничной черты» (E.L. Fairfild). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (И. Борисов); переходные формы между нормой и «дефективностью»; «субнормальные» дети (А. И. Граборов); «слабоодаренные» (В. П. Кащенко, Г.В. Мурашов); «умственно недоразвитые», находящиеся между «дебилами» и «нормальными детьми» (П. П. Блонский). Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» введены рядом исследователей в 60-е гг. прошлого века. По мнению большинства специалистов, автором его была Г.Е. Сухарева.

Задержка психического развития проявляется и в интеллектуальной недостаточности – в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети оказываются не готовыми к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Испытываемые детьми этой категории различные трудности в обучении связаны с неподготовленностью их к началу систематического обучения и усугубляются ослабленным состоянием центральной нервной системы учащихся. Все это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

В специальной литературе имеются некоторые указания на наличие конкретных нарушений памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Э.Я. Пекелис, У.В. Ульенкова и др.), на дифференциальные признаки проявлений нарушений памяти (В.П. Мусина, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядова и др.), на природу и механизмы нарушений кратковременной памяти с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения (И.Л. Баскакова, В.В. Лебединский, А.Р Лурия, П.П. Павлов, К.К. Платонов, А.В. Снежневский, Е.Д. Хомская и др.).

Практика обучения детей младшего школьного возраста в специальных классах при общеобразовательных школах показала, что наличие нарушений кратковременной памяти у этих детей требует особой организации коррекционной работы, учитывающей как общую структуру дефекта при ЗПР, так и особенности всех познавательных процессов и личности в целом. Педагоги, которые работают в этих классах, как правило, не имеют специального (дефектологического, психологического, медицинского) образования, поэтому затрудняются в определении нарушений памяти, дифференциации этих нарушений от других особенностей развития детей (например, нарушения памяти очень часто считают проявлениями нарушений поведения и наоборот). Следствием является то, что педагоги не могут качественно осуществлять коррекционную работу по преодолению нарушений кратковременной памяти как непосредственно в учебной деятельности, так и в условиях специально предусмотренных для этого индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ). Коррекция нарушений кратковременной памяти у детей с ЗПР является одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются практические работники как начальной, так и основной ступеней обучения в школе.

В психологической, педагогической научно-методической литературе появились работы, посвященные изучению отдельных категорий неуспевающих учащихся, методические рекомендации по преодолению учебных трудностей этих школьников (Т.А. Власова, М. В. Ипполитова, З.И. Калмыкова, Г.М. Капустина, Г.Ф. Кумарина, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.А. Накатина, М.С. Певзнер, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, А.А. Харитонов, С. Г. Шевченко и другие).

Среди стойко неуспевающих учащихся выявляется значительное число детей с задержкой психического развития, и существующая система коррекционно-развивающего обучения по ее устранению требует дальнейшей разработки и совершенствования.

Объект исследования – кратковременная память как психологический феномен.

Предмет исследования – особенности кратковременной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.

Цель работы – изучение особенностей кратковременной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Охарактеризовать кратковременную память как психологический феномен.

2. Вывить психологические особенности и причины задержки психического развития.

3. Изучить кратковременную память и ее особенность у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.

1.​ Айзман Р. И. Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие / Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 с.

2.​ Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Когито-Центр, 2009. – 192 с.

3.​ Белопольская Н.Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития. – М.: Когито-Центр, 2004. – 32 с.

4.​ Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. – 68 с.

5.​ Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0192/6_0192-1.shtml

6.​ Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2011/

7.​ Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 2010. – 243 с.

8.​ Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. – М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011. – 140 с.

9.​ Кравцова А.А. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания разного вида материала у детей младшего школьного возраста // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 17-20.

10.​ Кривощеков С. Г. Психофизиология: Учебное пособие / С.Г. Кривощеков, Р.И. Айзман – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 249 с.

11.​ Крупская Е.А. Диагностическое исследование памяти у младших школьников с ЗПР // Актуальные вопросы психологии. – 2016. – № 11. – С. 1-3.

12.​ Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 258 с.

13.​ Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. – 2006. – №3. – С.15-27.

14.​ Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: НО «Компенс-центр», 1993. – 198 с.

15.​ Нейропсихологическая диагностика и коррекция экологически обусловленных задержек психического развития. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 48 с.

16.​ Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся IV классов школы для детей с ЗПР // Дефектология. – 1989. – № 4. – С. 3-9.

17.​ Речицкая Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах. – М.: Прометей, 2011.– 164 с.

18.​ Салагор А.Г., Москвина А.С. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 7-6. – С. 106-110.

19.​ Сидоренко А.В. Особенности психического развития младших школьников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 2 (8). – С. 142-144.

20.​ Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

21.​ Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Щербакова О.И. Психология. – М.: Дашков и К, 2014 – 518 с.

22.​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit
Курсовая работа Психология
2012 год 26 стр.
Курсовая Психологический анализ обидчивости у взрослых
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское