Введение
Глава 1. Теоретические аспекты биологических и социальных факторов развития личности
1.1 Общая характеристика развития личности
1.2 Биологические факторы развития человека
1.3 Социальные факторы развития человека
Глава 2. Эмпирическое изучение самооценки младших школьников
2.1 Процедура проведения исследования
2.2 Выборка, методы и методики исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Цель работы: Изучить биологические факторы и социальное развитие человека.
Методы исследования:
- анализ научно-методической, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме
- эмпирическое исследование.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о биологических факторах и социальном развитии человека.
Гипотеза: предполагается, что биологическое и социальные начала имеют равностепенное значение в развитии личности человека.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты биологических и социальных факторов развития личности.
2. Провести эмпирическое изучение самооценки младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности», раздел «Теории личности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.klex.ru/eeq.
2. Биологическое и социальное в развитии человека// Социальная философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. socfil. narod. ru/ glava _8 _3 .htm
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение 2015. - 273 с.
4. Выготский Л.С. «Психология развития человека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-4-istoriya_ razvitiya_ vysshyh _ psih_funkciy.pdf
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2011. – 364 с.
6. Геллерштейн Л.С. Проблема соотношения биологического и социального в советской педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1093
7. Горелов А. От расщепленного человека к целостной личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. ecsocman.edu.ru.
8. Гуревич П.С. Психология личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. studfiles. ru/ preview /5 083 334/
9. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников// Вестник Ор¬ловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4. - С. 63 - 65.
10. Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций// В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V V. - London, 2014. -С. 62 - 65.
11. Ефимкина Р.П. Детская психология. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2010. - 470 с.
12. Илгунова О.Е. Динамика становления стилей профессиональной деятельности на разных этапах карьеры государственных служащих. – М.: РАГС, 2005. – 24 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет). - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
14. Немова Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 2007. - 192 с.
15. О соотношении биологического и социального в психике человека. Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// psicho. org. ua/ text/ psih_otnosh2
16. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Наука, 2012. - 220 с.
17. Психология личности. Хрестоматия. – М., 2013. – 367 с.
18. Психология и педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2011. – 720 с.
19. Реан А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011. – 712 с.
21. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2010. – 480с.
22. Столяренко Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2012. – 219 c.
23. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991. – 236 с.
24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер, 2011. – 607 с.
25. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – М., 2013. – 278 с.
26. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности. – Саратов, 2014. – 195 с.