Введение
Коммуникативные процессы периода выборов
1.1. СМИ как основной канал коммуникаций в период выборов
1.2. Коммуникативные процессы в период российских выборов
1.3. Коммуникационный процесс и политический консалтинг в избирательной кампании
Заключение
Библиографический список
Интерес представителей различных гуманитарных наук к механизмам манипулирования сознанием неиссякаем настолько, насколько неиссякаемо человеческое стремление манипулировать своим ближним. В последние полвека с целью обнажения приемов воздействия на сознание в рекламных и политических текстах появилось множество работ, внимание в которых было сосредоточено на выборе номинаций и грамматических форм, скрытых и подразумеваемых предпосылок, смене ярлыков и искажении причинно-следственных отношений, принципах порождения идеологизированных текстов.
Предвыборная ситуация представляет особый интерес для исследования не только потому, что в момент политической борьбы эксплицируются ценности как партий, так и общества в целом, и одно описание этих фрагментов действительности уже является важной задачей, но еще и потому, что ситуация выборов повторяется каждые несколько лет, поэтому результатом подобных исследований может стать повышение уровня самосознания получателей политических сообщений в преддверии грядущей агитации.
Сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что современные средства массовой коммуникации, или СМК, являются могучей и влиятельной силой. Проблема «творца» и его «творения», способного выйти из-под контроля и поработить своего создателя, хорошо известная по произведениям писателей-фантастов, начинает приобретать несколько иные, но вполне конкретные очертания. Специалисты разных областей знания – философы, социологи, политологи, юристы, психологи, представители технических наук – обсуждают реальные возможности и «право» этих средств на массовое информационное воздействие. В новейшей литературе все чаще звучит мысль о том, что человечество вступает в эпоху, когда «виртуальная реальность», то есть образ окружающего мира, формируемый СМК и прежде всего телевидением, а в последние годы и не без помощи Интернета, во многом не совпадает с действительностью. Новейшие коммуникационные технологии создают принципиально иное, неведомое ранее «глобальное пространство – время»: локальное, ограниченное пространство буквально становится мировым, а конкретное время приобретает весьма относительный характер, ибо не столько важно то, когда и как именно произошло то или иное событие, сколько то, когда и как оно было представлено и воспринято. В этой связи становится очевидным, что даже незначительные, на первый взгляд, изменения в содержании и направленности передаваемого сообщения могут иметь далеко идущие для всего общества последствия, в том числе и в политическом плане.
Цель данной работы – проанализировать коммуникативные процессы периода выборов.
1. Анохина Н.В., Брандес М.Э. Роль СМИ в избирательном процессе // Выборы в посткоммунистических обществах. М., 2000. С. 137-151
2. Анохина Н. Мелешкина Е. Структурирование партийного спектра России в преддверии парламентских и президентских выборов 2007-2008 гг. // Россия и современный мир, 2007. №2. С. 144
3. Выборы: кому должны служить СМИ: Материалы конференции работников СМИ 16–17 окт. 1995 г. М.: Права человека, 1996. С. 50
4. Гельман В. Я. Эволюция электоральной политики в России: на пути к недемократической консолидации? // Третий электоральный цикл в России, 2003–2004 годы: Коллективная монография / под ред. В.Я. Гельмана. СПб.: Изд-во Европейского университете в Санкт-Петербурге, 2007. С. 31–32.
5. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. 1997. № 5
6. Деннис Э., Мерилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. С.155
7. Жукова Н.А. Сравнительный анализ роли СМИ в современном политическом процессе России и США. // Власть 2007. № 11. С. 41-42
8. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 157-190
9. Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 161
10. Панарин И.Н. СМИ и выборы: Действия средств массовой информации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.panarin.com/doc/17
11. Управление общественными отношениями: Учебник / под общ. ред. В.С. Комаровского. – М.: РАГС, 2003. – 400 с.
12. Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // Полис. 2009. № 2. С. 7–22.
13. Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004. С. 52