ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Возникновение и развитие уголовно-правовых норм об ответственности за захват заложника
1.1. Происхождение нормы по российскому законодательству
1.2. Захват заложников: зарубежная практика
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ
2.1. Объективные признаки захвата заложника
2.2. Субъективные признаки захвата заложника
2.3. Квалифицирующие признаки захвата заложника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние годы на глобальном уровне возрастает число случаев, связанных с захватом заложников. Различные экстремистские и повстанческие группы, стремясь получить финансовую выгоду, все чаще прибегают к этой тактике для получения выкупа. Это позволяет им не только финансировать свою деятельность, но и привлекать новых сторонников, а также формировать общественное мнение в свою пользу.
Многие государства отказываются вести переговоры с террористами, опасаясь, что это создаст опасный прецедент для других групп. Высокий уровень захватов наблюдается в регионах с политическими и социальными волнениями, где существуют серьезные проблемы с равенством, а местные правоохранительные органы либо коррумпированы, либо неспособны контролировать ситуацию.
В конце XX века терроризм стал реальной угрозой и для России. Жертвами террористической активности стали жители многих городов, включая Буйнакск и Москву. Например, в результате захвата заложников в Театральном центре в 2002 году погибло 130 человек, что подчеркнуло серьезные недостатки в работе правоохранительных органов.
В результате штурма все террористы, которые захватили в заложники мирных граждан, были ликвидированы. Расследования, проведенные после операции, выявили серьезные недостатки в работе правоохранительных органов. Например, стало известно, что по территории России, включая многочисленные посты ДПС, удалось бесследно провезти три мощных взрывных устройства, модифицированных из 152-мм артиллерийских снарядов в Чечне, 18 автоматов Калашникова, 20 пистолетов Макарова и Стечкина, а также несколько сотен килограммов взрывчатых веществ и более 100 гранат, что вызывает обоснованное недовольство общества.
Объектом данного исследования является сфера общественных отношений, в которой происходит захват заложников, а также нормы уголовного законодательства, касающиеся такой ответственности. Предметом исследования служит уголовно-правовой аспект борьбы с захватом заложников, включая соответствующее законодательство, научные работы по данной теме и практические наработки в квалификации этих преступлений. Цель исследования заключается в анализе уголовной ответственности за захват заложников.
Методология. В процессе написания данной работы были применены различные методы научного исследования, включая анализ и обобщение, логический, исторический и формально-юридический подходы.
В ходе исследования использовались следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), международные правовые документы, а также материалы судебной практики.
Структура. Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, пять параграфов, заключение и список использованной литературы и источников.
Глава 1 Возникновение и развитие уголовно-правовых норм об ответственности за захват заложника
1.1. Происхождение нормы по российскому законодательству
Захват заложников является преступлением, заключающимся в физическом ограничении свободы одного или нескольких лиц, и считается особо опасным преступлением, число жертв которого ежегодно исчисляется тысячами. Захват заложников наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, а при наличии признаков преступления - лишением свободы на срок от 6 лет до лишения свободы на пожизненное.
Согласно примечанию к этой статье, любое лицо, освободившее заложника по своей воле или по просьбе властей, освобождается от уголовной ответственности, если его действия не представляют собой иного преступления. Криминализация этих деяний и наказания, предусмотренные российским уголовным законодательством, соответствуют нормам международного права на том основании, что Организация Объединенных Наций квалифицирует захват заложников как преступление, «вызывающее озабоченность международного сообщества». В соответствии с Конвенцией лицо, взявшее заложника, подлежит уголовному преследованию или выдаче.
Это в первую очередь связано с тем, что право на жизнь, здоровье и свободу выражения мнений являются общепризнанными правами человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года закрепляет право каждого на жизнь, которой никто не может быть произвольно лишен (пункт 1 статьи 2). никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию. или унижающие достоинство (ст. 2). в соответствии с Конвенцией никто не может содержаться в рабстве или любой другой форме рабства (пункт 1 статьи 3). Таким образом, человек имеет право на свободу, которая может быть ограничена только уголовным правом и уголовным процессом 4) .
Часть 1 статьи 20 части 1 статьи 22, Часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации 1993 года гарантируют эти права. Государство взяло на себя обязательство обеспечивать и защищать их. Захват заложников представляет собой серьезное нарушение этих прав в незаконных интересах. В этой связи российские исследователи в целом единодушны в том, что " норма об ответственности и наказании за захват заложников заимствована из внутреннего уголовного права, в первую очередь из публичного международного права [7].
Внедрение анализируемой нормы в национальное законодательство нашей страны произошло относительно недавно. Отметим, что нормы, устанавливающие уголовную ответственность за захват заложников, появились в первых актах феодального периода, таких как Псковская судебная книга, свод законов 1497 г., свод законов 1550 г., Соборный кодекс 1649 г. и военный кодекс. Кодекс Петра I 1715 года, который предусматривал наказания за аналогичные преступления. Во времена Российской империи в доктрине уголовного права впервые было упомянуто такое преступление, как похищение человека. В частности, работы П. И. фон Фейербаха, опубликованный в Санкт-Петербурге в 1810 году, исследовал эти преступления среди других. Они включали современное понимание захвата заложников.
Свод законов Российской Империи 1832 года, а также Уголовно-исполнительный кодекс 1845 года в статьях с 1540 по 1544 год предусматривали наказание за незаконное задержание, похищение и лишение свободы, определяемое как «умышленное лишение свободы передвижения путем незаконного захвата лица».. Похищение понималось как «физическое изъятие ... с различными целями», которое закон «о праве собственности» отличал от работорговли, сокрытия или изменения происхождения младенца и похищения женщин. Последний Уголовный кодекс России 1903 года в гл. 26 "об уголовных действиях против свободы личности" также предусматривает статьи (статьи 498-512), криминализирующие посягательства на личную свободу, известные как похищения [15]. Советское уголовное законодательство не содержало специальных положений о захвате заложников.