Введение
Глава 1. Характеристика института исправительных и обязательных работ в РФ
1.1. Исправительные работы как мера уголовного наказания
1.2. Особенности исполнения наказания в виде обязательных работ
Глава 2. Особенности системы назначения и исполнения наказания в виде обязательных или исправительных работ в настоящее время
2.1. Основные проблемы применения и исполнения наказания в виде исправительных или обязательных работ
2.2. Современное состояние системы применения и исполнения наказаний в виде исправительных или обязательных работ
Заключение
Список литературы
Создание эффективной системы уголовно-правового воздействия, максимально повышающей уровень индивидуализации уголовной ответственности, в настоящее время актуально для всех стран в мире. Российское уголовное законодательство в данных социально-экономических условиях также ориентируется на расширение применения альтернативных форм наказания.
Конечно, наказание должно быть пропорционально преступлению. Несомненно, что в случае серьезного преступления человек должен быть сурово наказан. Но если преступление является небольшим или средним по тяжести или совершено по неосторожности, то к виновному должны быть применены меры наказания, которые не будут связаны с лишением свободы.
Изоляция от общества, как правило, способствует потере социальной ориентации человека, потере общественно полезных связей. Помимо этого, наблюдение и контроль поведение лиц, зарегистрированных на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях, обходится государству существенно дешевле, чем содержание осужденных в исправительных колониях.
Наказания, исполняемые УИИ, происходят в следующем виде: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; обязательные работы. Выполнение такого большого объема работ является центральной задачей, стоящей перед сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций. Достижение поставленных задач связано с решением ряда вопросов, в том числе проблем правового характера, вызванных несовершенством законодательной базы, регулирующей деятельность УИИ. Решение обозначенных вопросов может быть достигнуто посредством проведения анализа новых социально-экономических условий и нововведений, регламентированных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ, касающихся назначения и исполнения одного из наиболее известных видов уголовного наказания – исправительных и обязательных работ. Этим и подчеркивается актуальность выбранной темы исследования.
Существенный вклад в исследование и разработку основных концепций назначения и исполнения исправительных и обязательных работ внесли исследования Г.А. Алексеевой, В.И. Гуськова, А.И.Зубкова, Н.А. Стручкова, Э.В. Лядова, В.В., Ткачевского и других ученых. Вместе с тем следует отметить, что большинство проблем в этой области решено еще в недостаточной степени, поэтому назрела необходимость провести качественное исследование проблем назначения и исполнения обязательных и исправительных работ, что, безусловно, будет способствовать повышению эффективности данных видов наказаний.
Цель работы – рассмотрение особенностей института обязательных и исправительных работ в уголовном законодательстве РФ. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Охарактеризовать исправительные и обязательные работы как меры наказания в уголовном законодательстве РФ.
- Раскрыть сущность проблем назначения и исполнения наказания в виде исправительных или обязательных работ.
- Описать состояние института обязательных и исправительных работ в РФ на сегодняшний день.
Объект исследования – исправительные и обязательные работы как мера уголовного наказания.
Предмет исследования – общественные отношения, возникающие вследствие применения к осужденным такого наказания, как исправительные или обязательные работы.
Методология исследования представлена трудами отечественных правоведов. В работе были использованы различные нормативные правовые акты, учебные пособия юридической направленности, монографии, статьи из научных журналов, газет, электронные ресурсы, судебная практика.
Глава 1. Характеристика института исправительных и обязательных работ в РФ
-
Исправительные работы как мера уголовного наказания
В современных реалиях, учитывая условия развития российского общества на пути построения правового государства, все большую роль в борьбе с преступностью играют уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.
Вид ответственности «исправительные работы» состоит в выполнении осужденным обязанностей по месту его работы, принудительном привлечении к труду с удержанием части ежемесячного заработка в доход государства. Контролирует его исполнение уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) района, в котором проживает осужденный.
Следует отметить, что наказание, непосредственно связанное с принудительным привлечением осужденного к работе, довольно широко применяется в Российской империи. Часто это был каторжный труд осужденных на изгнание без изоляции от общества. В то же время часто возникал вопрос о необходимости «заменить штраф на принудительный труд в случае невозможности выплатить его осужденному».
Подчеркнем, что принудительный труд использовался в качестве наказания во всех уголовно-правовых актах Советского правительства, в том числе в самых ранних. Первоначально «они появились в инструкции Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения его заседаний»[1]. Кроме того, руководящие начала по уголовному праву 1919 года также предусматривали в качестве отдельного вида наказания «принудительные работы без помещения в места лишения свободы»[2]. Что касается первых советских уголовных кодексов, то они устанавливали возможность применения ссылки в сочетании с принудительными работами, а также исправительно-трудовых работ, отбываемых по месту жительства осужденного лица.
В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года были определены два вида исправительных работ: отбываемые по месту работы осужденного и отбываемые в местах, установленных органами, занимающимися контролем за исполнением приговора, в районе места жительства осужденного.
С 1996 по 2003 год исправительные работы назначались только тем осужденным, которые имели основное место работы. При этом у осужденных к труду из заработка вычитается определенная сумма, идущая в доход государства (от 5 до 20% по усмотрению суда). «С 2003 года исправительные работы стали назначать осужденному, у которого нет основного места работы»[3], и отбывались они в местах, устанавливаемых органом местного самоуправления совместно с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
Таким образом, исправительные работы делятся на два вида: отбываемые по месту работы осужденного лица и «отбываемые в местах, определенных органами, ведающими исполнением приговора»[4]. Стоит указать, что уточнения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ относительно отбывания осужденными лицами исправительных работ по основному месту работы были внесены Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ». В соответствии с данным ФЗ осужденный, имеющий основное место работы, должен отбывать исправительные работы именно по основному месту своей работы. Тот осужденный, который не имеет основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, устанавливаемых «органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного»[5].
Рассмотрим некоторые отличия исправительных работ от схожих наказаний в таблице 1.
Таблица 1
Отличия исправительных работ от схожих наказаний
Исправительные работы
|
Обязательные работы
|
Принудительные работы
|
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства.
|
Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства
|
Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах. Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение.
|
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности.
|
Отбывается во время, свободное от работы/учебы.
|
Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре.
|
2-24 месяца
|
60-480 часов
|
2 месяца – 5 лет
|
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства.
|
Осуществляется бесплатно
|
Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%.
|
Исправительные работы назначают:
- Трудоустроенным – по месту работы.
- Неработающим – в местах, определенных органом местного самоуправления (ОМСУ), то есть местной администрацией по согласованию с УИИ.
Место трудоустройства должно располагаться в районе проживания осужденного.
Другими словами, в приговоре суд не указывает конкретное место, где должен будет работать осужденный. Это будет либо место, где он уже работает, либо куда его направит уголовно-исполнительная инспекция. Такое наказание может длиться от 2 месяцев до 2 лет (несовершеннолетним – до 1 года).
Исправительные работы – наказание, назначаемое исключительно как основное. Оно назначается определенных в случаях:
- Когда это предусмотрено санкцией вменяемой статьи.
- В качестве более мягкого наказания (ст. 64 УК), чем предусмотрено санкцией.
- При замене:
- штрафа злостным уклонистам от его уплаты;
- неотбытой части лишения свободы;
- более строгого наказания при амнистии или помиловании Президентом.
Дополнительным наказанием исправительные работы быть не могут. Этот вид наказания может назначаться условно с испытательным сроком, по истечении которого при отсутствии претензий к поведению условно осужденного, реально отбывать их он не будет[6].
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать[7].
Назначение мест исправительных работ безработным. Неработающие лица, приговоренные к исправительным работам, направляются Уголовно-исполнительной инспекцией на работу в любые организации, определенные органом местного самоуправления (ОМСУ), список которых согласуется между ними.