Введение
1. Понятие юридического лица и его признаки
2. Индивидуализация юридического лица путем определения его местонахождения, адреса
3. Фирменное наименование юридического лица как средств индивидуализации
Заключение
Список использованных источников
Сущность юридического лица как субъекта права на протяжении веков анализировалась многими учеными, но по-прежнему является предметом дискуссий. Зачатки понимания природы юридического лица обнаруживаются в древнем мире. Греческая античная философия не знала понятия «субъект права», гражданские права рассматривались как следствие принадлежности гражданина государству. Понятие субъективных прав, идея юридического лица как самостоятельного субъекта составляют заслугу римского права.
Римская мысль сочетала правоспособность с конкретным человеком или иным явлением юридического быта и легко разрывала эту связь. Человек низводился в категорию вещей, а качества личности присваивались либо вещам, у которых не было конкретного обладателя (лежачее наследство), либо социальным образованиям (провинциям, городам, коллегиям, товариществам и др.), имущество которых не имело хозяина в лице отдельного человека.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что 1 сентября 2014 года вступил в силу принятый 25 апреля 2014 года Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - ФЗ от 5 мая 2014 г.), который внес изменения в ключевые с точки зрения корпоративного права положения ГК РФ, касающиеся правового статуса и индивидуализации юридических лиц.
Кроме того, актуальность темы раскрывается через современные проблемы, возникающие в процессе применения норм об индивидуализации юридических лиц.
Учитывая это, представляется, что тема, посвященная индивидуализации юридических лиц в российском гражданском праве, интересна, актуальна и своевременна.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких ученых в области гражданского права как Адарченко Е.О., Алпатов А.Л., Бобров М.Е., Голофаев В.В., Груздев В.В., Еременко В.И., Ермакова Е.А., Козлова Н.В., Худайбердина Г.А., Эрделевский А.М. и др.
Предметом настоящей работы выступают общественные отношения в сфере индивидуализации юридических лиц.
Объектом настоящей работы выступают нормы законодательства РФ, закрепляющие сущность и особенности индивидуализации юридических лиц.
Целью настоящей работы является исследование и анализ положений законодательства и научной литературы, посвященных сущности и особенностям индивидуализации юридических лиц.
Для достижения указанной цели автор ставит следующие задачи:
1. рассмотреть понятие юридического лица;
2. охарактеризовать признаки юридических лиц в России;
3. проанализировать особенности индивидуализации юридических лиц.
Методами настоящей работы являются частно-научные и специальные методы познания, системный метод, комплексный метод, сравнительно-правовой метод, нормативно-логический метод, конкретно-исторический метод, системно-структурный метод, функциональный метод.
Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие юридического лица и его признаки
В ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)[1] содержится определение юридического лица, на основе которого создаются и функционируют различные виды юридических лиц, которые предусмотрены законом. Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должно удовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении. Понятие юридического лица в новой редакции ст. 48 ГК РФ лаконичнее изложено, чем в предыдущей. Юридическим лицом признается организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает данным имуществом по собственным обязательствам, может приобретать и осуществлять от своего имени гражданские права, нести гражданские обязанности, быть в суде истцом и ответчиком.
Цивилистика до настоящего времени не в состоянии более или менее удовлетворительно объяснить феномен юридического лица. Поэтому естественным является формирование среди исследователей «упаднических» теорий о том, что сущность юридического лица непостижима и вряд ли есть необходимость проводить какие-либо изыскания в этой области. Так, Н.В. Козлова пишет: «Поиски субстрата юридического лица - занятие достаточно бесперспективное»[2].
О.А. Серова в своей докторской диссертации попыталась обосновать нецелесообразность разработки универсальной теоретической концепции, которая объясняла бы сущность юридического лица в качестве правового феномена[3].
Примерно такую же позицию занял А.А. Алпатов, утверждающий, что по объективным причинам юридический подход к определению сути юридического лица себя исчерпал[4].
Несмотря на обилие теорий и подходов к изучению сущности юридического лица, авторы вынуждены в конце концов наделять юридическое лицо волей, виной, мотивацией, разумностью, справедливостью, добросовестностью, т.е. очеловечивать юридическое лицо, с тем чтобы обосновать участие юридических лиц в гражданском обороте.
Новым Федеральным законом от 5 мая 2014 г все коммерческие и некоммерческие организации разделены на унитарные юридические лица и корпорации.
Корпорациями признаются организации, в которых учредители (участники) наделены правом участия (членства) в них и формируют в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ их высший орган. К корпорациям законодателем отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества, внесенные в соответствующий государственный реестр;
- общины коренных малочисленных народов.
В свою очередь, юридические лица, учредители которых их участниками не становятся и в них прав членства не приобретают, являются унитарными организациями. К ним законодателем отнесены государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:
- общественные, благотворительные и иные фонды;
- государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании.