Цель практики – разработать комплекс педагогических условий, способствующих формированию цифровых навыков детей младшего школьного возраста посредством работы с онлайн-сервисами, проверить его эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс цифрового обучения у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия цифрового обучения у младших школьников с использованием онлайн-сервисов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса цифрового обучения у младших школьников повысится при реализации ряда педагогических условий, в числе которых:
– проведение занятий с использованием онлайн-сервисов во внеурочной деятельности;
– включение в структуру внеурочных занятий как теоретической, так и практической части с целью обеспечения целостного цифрового обучения: понимания и умения использовать знания на практике;
– использование в ходе внеурочных занятий интерактивных и творческих форм деятельности.
Для достижения цели исследования и решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение и синтез;
– педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика уровня сформированности цифровых навыков, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
1 Выявление уровня сформированности цифровых навыков у младших школьников
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе ваше полное название учреждения. В эксперименте приняли участие 40 учеников 4-х классов – 20 детей в контрольной группе и 20 в экспериментальной.
Исследование проходило в три этапа – констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперименты. Эти этапы обеспечивают всесторонний и методологически обоснованный процесс исследования, направленный на изучение и улучшение образовательных практик. Рассмотрим каждый из этапов и их цели более подробно.
Констатирующий этап исследования направлен на сбор данных о текущем уровне сформированности цифровых навыков у младших школьников. Определялись исходный уровень мотивации обучающихся в отношении использования цифровых технологий, их знаний и способности грамотно реализовать учебную работу посредством онлайн-сервисов.
В ходе формирующего этапа в образовательном процессе создавались педагогические условия, способствующие, в соответствии с гипотезой исследования, повышению эффективности процесса цифрового обучения у младших школьников, в числе которых:
– проведение занятий с использованием онлайн-сервисов во внеурочной деятельности;
– включение в структуру внеурочных занятий как теоретической, так и практической части с целью обеспечения целостного цифрового обучения: понимания и умения использовать знания на практике;
– использование в ходе внеурочных занятий интерактивных и творческих форм деятельности.
Контрольный этап предназначен для оценки эффективности проделанной работы. На данном этапе производится сравнение результатов, полученных до и после формирующего этапа. Анализ изменений позволяет сделать выводы о эффективности созданных педагогических условий и предоставить обоснованные рекомендации для их дальнейшего применения.