Введение
Глава 1. Неоплатонизм как антитеза христианству
1.1. Понятие и основоположники неоплатонизма
1.2. Постулаты неоплатонизма
1.3. Последователи Плотина
Глава 2. Мысли о неоплатонизме А.Ф. Лосева
Заключение
Список литературы
Реферат|Философия
Авторство: Svetlana
Год: 2014 | Страниц: 18
Введение
Глава 1. Неоплатонизм как антитеза христианству
1.1. Понятие и основоположники неоплатонизма
1.2. Постулаты неоплатонизма
1.3. Последователи Плотина
Глава 2. Мысли о неоплатонизме А.Ф. Лосева
Заключение
Список литературы
Неоплатонизм – последний этап развития античного платонизма (III-VI вв.). Основоположником неоплатонизма был Плотин, учившийся в Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно. Лекции же самого Плотина («Эннеады») были изданы его учеником Порфирием. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Идеализм Платона заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал их противоречивым сочетанием. Учение же Плотина является последовательной системой объективного идеализма. С точки зрения неоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими усилиями человеческой мысли. Убедиться в бытии Единого, возможно только на путях апофатической (отрицательной) теологии.
Вместе с тем Единое уподобляется Солнцу и мыслится извечным источником эманации (истечения, излучения), посредством которой возникают все менее совершенные и общие, все более множественные и телесные сферы бытия. Второй ступенью эманации становится Ум. Он раздваивается на объект (само Единое) и субъект (собственно Ум), заключающий в себе совокупность платоновских идей. Третья ступень эманации – Мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичных вещей. Результатом полного угасания творческого процесса эманации остается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральная противоположность ослепительному свету – Единому. Так нарисована схема любой системы объективного идеализма – «развитие вспять», от абстрактного к конкретному. Плотин и Порфирий образовали Римскую школу неоплатонизма, а в дальнейшем существовали сирийская (Ямвлих, IV в.), александрийская (Гипатия, Иоанн Филопон и др. V в.) и афинская (Прокл, V в.). Последняя была закрыта декретом византийского императора Юстиниана в 529 г., что принято считать символической датой кончины античной философии. Неоплатонизм, обильно включавший в свои построения образы древнегреческой мифологии, находился в сложных отношениях с христианством. С одной стороны, это была борьба неоплатоников и христиан, в ходе которой они разоблачали друг друга (Порфирий, «Против христиан»). С другой стороны, христианство осуществляло заимствования из неоплатонизма. Главным образом под влиянием последнего сформировался главный догмат христианства о триединстве Бога. Кроме того, комментаторская и переводческая деятельность неоплатоников V-VI вв. оказала огромное воздействие на формирование средневековой философии в Западной Европе и в Византии.
Целью настоящей реферативной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области развития идей неоплатонизма, как закономерного итога эволюционного развития, а также овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
1. Дать содержательную характеристику неоплатонизма как антитезе христианству.
2. Исследовать мысли о неоплатонизме А.Ф. Лосева.
Глава 1. Неоплатонизм как антитеза христианству
1.1. Понятие и основоположники неоплатонизма
Неоплатонизм, как это следует из самого названия, есть обновленная философия Платона. И это действительно так. Хотя неоплатонизм включает в себя также переработанные идеи пифагорейцев и Аристотеля. По существу это была попытка синтеза целого ряда достижений античной философии, предпринятая уже во времена крушения античного мира. Это была последняя отчаянная попытка спасти язычество и языческую мудрость и противопоставить их христианству в качестве силы, способной идеологически и организационно сплачивать людей.
Неоплатонизм возник в III веке в качестве языческой философской школы во главе с Плотином (205-270 н. э.). Плотин родился в Египте и был учеником Аммония Саккаса, у которого до того учился христианский мыслитель Ориген. И это было очень характерно для того времени, когда философия стала оружием, которым сражались друг с другом люди противоположных убеждений: христиане, язычники, иудеи.
Плотина и его последователя Порфирия (234 – между 301-304 н. э.) относят к Александрийской школе неоплатоников, представители которой решали только теоретические вопросы. Иначе выглядела Сирийская школа во главе с неоплатоником Ямвлихом (не позже 280 – ок. 330 н. э.), который в свое время учился у Порфирия. Именно во времена Ямвлиха в IV веке была предпринята попытка синтезировать неоплатонизм с обновленным языческим культом для возвращения ему статуса государственной религии. В Сирийской школе была разработана особая система обучения, которая включала в себя изучение точных наук, толкование священных философских текстов и обязательное отправление языческих культов. Примыкавшая к ней Пергамская школа уже становится по преимуществу религиозной школой, а не философской. И как раз в ней обучался будущий император Юлиан, прозванный за свои деяния Отступником.
Главную особенность неоплатонизма в трактовке бога выделил Гегель, который, по словам А.Ф. Лосева, открыл для своих современников философию неоплатонизма. У греков и римлян, отмечает Гегель, бог «доходит только до ступени воплощения в произведении искусства» (Гегель Г.В.Ф., 1994. С. 91). Что касается неоплатоников, то у них бог впервые становится идеей. Именно в неоплатонизме, согласно Гегелю, бог становится предметом философии, а философия становится подлинной теологией (Гегель Г.В.Ф., 1994. С. 93).
1. Аверинцев С. С. Неоплатонизм перед лицом Платоновой критики мифопоэтического мышления // Аверинцев С. С. Образ Античности. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 936 с.
2. Алексей Федорович Лосев: из творческого наследия: современники о мыслителе. – М.: Русскiй мiръ, 2007. – 1512 с.
3. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 1996. – 659 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья, СПб., 1994. – 898 с.
5. Гоготишвили Л. А. Платонизм в Зазеркалье ХХ века, или Вниз по лестнице, ведущей вверх // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. – 950 с.
6. Зеньковский В. В. История русской философии. А.Ф. Лосев // Алексей Федорович Лосев: из творческого наследия: современники о мыслителе. – М.: Русскiй мiръ, 2007. – 612 с.
7. Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах» / Подг. текста и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. – СПб.: Изд-во Олега Абышко; «Университетская книга – СПб», 2009. – 912 с.
8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 1216 с.
9. Плотин. Избранные трактаты. М., 1994. Т. I. – 1266 с.
10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 1190 с.
11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 801 с.
12. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ГРАНД, 1998. – 790 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!