Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения интеллигенции как социальной группы
1.1. Исторические этапы формирования интеллигенции как социальной группы
1.2. Современные тенденции развития интеллигенции как социальной группы
Глава 2. Изучение проблемы интеллигенции в современных науках
2.1. Анализ статьи Н. К. Абдылдаевой «Социальные трансформации и структура интеллигенции: современные вызовы и изменения»
2.2. Анализ статьи Н. Р. Музафаровой «Социально-философское осмысление роли интеллигенции в современном российском обществе»
Заключение
Список литературы
В отечественной социально-философской и исторической литературе понятие «интеллигенция» появилось во второй половине XIX века и вызвало бурные научные дискуссии. Этимологически происхождение этого понятия связано с термином «интеллектуал», который, в свою очередь, происходит от латинских слов intellectualis (умственный) и intellectus (понимание, познание). Появление этих понятий тесным образом связано с существующей на западе традицией различения в человеке трех основных начал: чувственности, рассудка и разума и, соответственно, различения рационального и иррационального. Критерием разумного, то есть рационального начала является обладание формальной логикой, которая может быть индуктивной либо дедуктивной. Под иррациональным же понималась сфера эмоций и чувственности, которая находится вне пределов формальной логики.
Проблема интеллигенции, ее роли в истории России – актуальная проблема современной гуманитарной науки, по поводу которой не существует единой точки зрения.
Проблемы интеллигенции как социальной группы рассмотрены в работах Н. К. Абдылдаевой, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, О. М. Здравомысловой, Р. В. Иванова-Разумник, А. В. Лонина, Н. Р. Музафаровой, T. A. Тереховой и др.
Цель работы: изучить интеллигенцию как социальную группу и проблемы интеллигенции в современном обществе.
Объект исследования: интеллигенция как социальная группа.
Предмет исследования: проблемы интеллигенции в современном обществе.
Задачи:
1. Изучить исторические этапы формирования интеллигенции как социальной группы.
2. Охарактеризовать современные тенденции развития интеллигенции как социальной группы.
3. Провести анализ статьи Н. К. Абдылдаевой «Социальные трансформации и структура интеллигенции: современные вызовы и изменения»
4. Проанализировать статью Н. Р. Музафаровой «Социально-философское осмысление роли интеллигенции в современном российском обществе».
Методы исследования: анализ теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация.