Введение
Глава 1. Полномочия органов исполнительной власти по обеспечению безопасности дорожного движения
1.1. История становления деятельности органов по безопасности дорожного движения в отечественном праве
1.2. Общая характеристика безопасности дорожного движения. Административно-правовые основы регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения
1.3. Комплексный анализ деятельности государственных и муниципальных органов власти по улучшению транспортной ситуации и безопасности дорожного движения в городе Новосибирске
1.4. Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения
Глава 2. Правовой статус, полномочия Гибдд по обеспечению безопасности дорожного движения
2.1. Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России
2.2. Надзор и контроль над исполнением законов в административной деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России
2.3. Некоторые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности ГИБДД МВД России при фиксации административных правонарушений техническими средствами фото-, киносъемки и видеозаписи
Глава 3. Административная ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения
3.1. Квалификация административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения
3.2. Особенности административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения: административные наказания в сфере дорожного движения
3.3. Надзор за исполнением законодательства об организации и безопасности дорожного движения
3.4. Сочетание мер административного принуждения и экономического воздействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (вопросы оптимизации)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Безопасность дорожного движения при всем обилии технических аспектов, бесспорно, является, прежде всего, социальной проблемой, следовательно, подчиняется общим законам регулирования социальных процессов. Основным регулятором общественных отношений в области дорожного движения выступает достаточно сложная и разветвленная система административно-правовых норм.
В рассматриваемой сфере общественных отношений базовым нормативным правовым актом является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[1]. Указанный законодательный акт определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в данной области.
Принятие данного Закона явилось поворотным этапом всей системы правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» положил конец бессистемному распространению ведомственных нормативных актов, стремившихся регулировать неоправданно широкий круг общественных отношений: от определения технических показателей эксплуатации транспорта, вплоть до установления прав и обязанностей граждан, участвующих в дорожном движении.݇݇
Степень разработанности проблемы. В специальной юридической литературе неоднократно отмечалось, что от правильного понимания сути и содержания понятия безопасности дорожного движения в существенной мере зависит практическое участие и скоординированность действий специалистов различных направлений, что, в конечном счете, будет способствовать созданию эффективной концепции безопасности дорожного движения[2]. В современный период это одна из важнейших задач, имеющая существенное значение для многих ученых не только как теоретическая разработка, но и как практическая реализация мер по обеспечению безопасности дорожного движения[3]. Как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», важными задачами остаются: теоретико-прикладное исследование вопросов безопасности дорожного движения, обоснование, разработка и сопровождение методов практической реализации намеченных первостепенных проблем с учетом создания или адаптации ранее созданных структур адекватно новым функциям обеспечения безопасности и нахождения ресурсов, необходимых для их выполнения[4].݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇
Анализ исследований свидетельствует об их ограниченном объеме, отсутствии системного подхода и координации между теми малочисленными институтами и лабораториями, работы которых в той или иной степени касались проблемы предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Вопросы, связанные с человеческим фактором, с причинами правонарушений, организационно-правовыми аспектами, как представляется, изучались недостаточно[5].
В дальнейшем вопросам безопасности дорожного движения уделялось больше внимания. Формулировались иные определения безопасности дорожного движения, где в качестве общего критерия функционирования дорожного движения предлагалось использовать обеспечение его социальной, экономической и технической эффективности. Однако и это не дало положительных результатов. Полагаем, в юридической литературе отсутствовало достаточно полное определение безопасности дорожного движения, которое отражало бы его социально-экономическую и техническую сущность.݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇
Теоретическая база исследования. Несмотря на повышенный интерес к указанной проблематике, а соответственно, и значительное число работ, посвященных данным вопросам, определение безопасности дорожного движения остается дискуссионным. Наряду с нормативным определением безопасности дорожного движения существует несколько научных точек зрения, которые, на наш взгляд, имеют различный характер.
Как представляется, до настоящего времени среди правоведов отсутствует его однозначное понимание, что свидетельствует о продолжении дискуссии по данному вопросу. Б.В. Россинский, С.Н. Дмитриев, В.И. Майоров, В.В. Головко и другие авторы в своих трудах подчеркивают, что существование различных дефиниций понятия «безопасность дорожного движении» объясняется, прежде всего, тем, что в его содержании постоянно происходят изменения. Содержание безопасности дорожного движения обусловлено как конкретными историческими условиями развития самого государства, так и состоянием его теоретического осмысления и законодательного регулирования. Так, толкование рассматриваемой категории, сформулированное в конце XX в. как следствие политических и социально-экономических преобразований 90-х гг., существенно отличается от его понимания в советский период[6].
Как справедливо отмечал В.В. Лукьянов, дискуссии о научности настоящего термина, разногласия относительно выработки «специфических методов исследования» проблемы содержания указанного понятия лишь усугубляют сомнения в корректности господствующих в данной сфере подходов. Исследователи, придерживающиеся того или иного научного взгляда, могут не понимать аргументации оппонента просто потому, что она (аргументация) построена в иной системе аналитических предпосылок, нормативных предписаний, используемых моделей.
Проблеме обеспечения безопасности дорожного движения отечественные исследователи еще в советский период посвятили многие свои научные труды. Однако, кризис 80-90 гг. XX в. и начавшиеся социально-экономические преобразования в России дали новый импульс к разработке исследуемой проблемы.
Целью настоящего исследования является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области административно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇
Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
Проследить историческую эволюцию становления деятельности органов по безопасности дорожного движения в отечественном праве.
Дать содержательную характеристику безопасности дорожного движения, рассмотреть административно-правовые основы регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Провести комплексный анализ деятельности государственных и муниципальных органов власти по улучшению транспортной ситуации и безопасности дорожного движения в городе Новосибирске.
Сформулировать актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения.
Исследовать проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России.
Рассмотреть особенности надзора и контроля над исполнением законов в административной деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
Выделить некоторые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности ГИБДД МВД России при фиксации административных правонарушений техническими средствами фото-, киносъемки и видеозаписи.
Привести квалификацию административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Определить особенности административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения: административные наказания в сфере дорожного движения.
Изучить особенности надзорной деятельности за исполнением законодательства об организации и безопасности дорожного движения.
Исследовать сочетание мер административного принуждения и экономического воздействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (вопросы оптимизации).
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие особенности института обеспечения безопасности дорожного движения.
Предмет исследования – административно-правовое регулирование обеспечения безопасности дорожного движения.
Методологическая основа исследования. Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (исторический, социологический, системный, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов.
Структура дипломного исследования подчинена логике исследования, обусловлена целями и задачами работы и состоит из введения, трех глав, поделенных напараграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇݇