Аннотация: в статье представлены рассуждения советского ученного А.Б. Залкинда о половозрастном развитии человека. Рассмотрены такие понятия как полоролевая идентичность, половое развитие, периоды полового развития, половое воспитание.
Ключевые слова: половозрастное развитие, полоролевая идентичность, психосексуальное развитие, половое воспитание.
В настоящее время изучение особенностей половозрастного развития человека является актуальной в связи с общей интенсификацией внимания психологов к явлению гендерной идентичности личности в целом и механизмах ее формирования, в частности. Гендерная, или полоролевая, идентичность личности является одним из основных элементов, формирующих личность. На ее основе формируются многие другие виды идентичностей – таких, как национально-этническая, социальная, профессиональная и другие типы идентичности. Также указанный тип идентичности определяет многие универсалии поведения.
Определение полоролевой идентичности имеет два основных аспекта. В качестве процесса данное явление представляет собой освоение в процессе становления личности психологических и поведенческих характеристик, присущих представителю определенного пола. В качестве результата данной деятельности полоролевая, или гендерная идентичность определяется как идентификация себя личностью с совокупностью представителей того или другого пола, чем личность руководствуется в поведении, усваивая особенности поведения представителей этого пола, а также отличия в поведении между представителями разного пола.
1. Залкинд А.Б. «Педология: Утопия и реальность» / А.Б. Залкинд. – М.: Аграф. 2001. – 305 с.
2. Залкинд А.Б. Педология / А.Б. Залкинд. – М.: Работник просвещения, 1929. – 82 с.
3. Залкинд А.Б. Вопросы советской педагогики / А.Б. Залкинд. – Л.: Аграф. 1926. – 178 с.