Тема 2: Особенности обучения детей дошкольного возраста
В данной работе необходимо охарактеризовать особенности обучения детей дошкольного возраста: своеобразие обучение детей дошкольного возраста. Раскрыть идеи Усовой А.П. «Обучение в детском саду». При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполните задания практического характера.
Вопросы для анализа:
1. Охарактеризуйте понятие «обучение»
2. Раскройте основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики.
3. Раскройте вклад А.П. Усовой в развитие проблемы обучения детей дошкольного возраста.
Практическое задание.
Прочитайте монографию А.П. Усовой «Обучение в детском саду» - М.: Просвещение, 1982. Ответьте на вопросы:
Как А.П. Усова обосновывает обучение детей в детском саду?
- Что осваивает ребенок в ходе обучения?
- Как обучение связанно с другими видами деятельности (игра, труд)?
- В чем состоит своеобразие учебной деятельности ребенка дошкольного возраста? Какими учебными умениями овладевает ребенок в ходе обучения?
- В чем состоит явление «необучаемость»?
- В чем состоит роль образца и речи воспитателя на занятии и подражательной деятельности ребенка? Является ли подражательная деятельность тормозом детского творчества? Почему?
- Сделайте вывод о значении исследования А.П. Усовой для современной дидактики детского сада.
В нашей стране в 20-30-е гг. XX вв. популярностью пользовались педагогические теории М. Монтессори, Ф. Фрёбеля, Е.И. Тихеевой, а также идеи и установки марксистко-ленинского учения. Ближе к середине 30-х гг. «было запрещено использование зарубежных педагогических систем как противоречащих идеалам коммунистического воспитания детей» [1, С. 36]. По-моему мнению, данный запрет оправдывал себя с целью достижения единства в государственном строе, поскольку воспитание и обучение граждан Советского Союза должно было строиться на одних и тех же принципах и закономерностях. Таким образом, взрослая личность строится в соответствии с идеалами и потребностями общества. Однако, отрицание полезных наработок и идей, которые предлагаются зарубежными коллегами, с моей точки зрения, тормозит развитие любого процесса.
Несмотря на отделенность от остального научного сообщества, советские педагоги вложили много сил и труда в становление этой науки, и уделяли большое внимание работе с дошкольниками. Так, в период 40-80 гг. XX вв. в нашей стране проводилось много исследований в областях «эстетического воспитания и обучения детей родному языку (Е.А. Флерина), умственного и сенсорного воспитания детей (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова), детской игры (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), обучения (А.П. Усова), художественно- эстетического и музыкального воспитания детей (Н.А. Ветлугина)» [1, С. 37]. Созданные после этого периода наработки, методики и методы обучения и воспитания детей позволили уточнить содержание образовательной программы различных структур, и детского сада в том числе.
1. Дошкольная педагогика / Авторы-составители О.В. Солнцева, Т.И. Бабаева, М.В. Крухлет. – СПб., 2005.
2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М. Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.
4. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А.В. Запорожца. – 3-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1981. – 175 с.