Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Охарактеризуйте понятие «умственное воспитание»
1.2. Назовите фамилии исследователей проблем умственного воспитания. Раскройте их основные идеи
1.3. Перечислите традиционные и нетрадиционные средства умственного воспитания. Сделайте сравнительный анализ
2. Практическое задание
На основе указателей статей в 12 номере журнала «Дошкольное воспитание» или «Дошкольная педагогика» составьте библиографию публикаций по проблемам умственного воспитания детей дошкольного возраста за любые 5 лет с 2005 года. Обратите внимание и проанализируйте и проанализируйте изменилась ли тематика, подходы к проблеме за этот период. Выделите темы, обобщите их. Сгруппируйте по рубрикам, например, «Нужно ли осуществлять умственное развитие ребенка», «Вопросы теории» и др. Сделайте общий вывод о рекомендациях по использованию этих статей в практике работы воспитателя дошкольного учреждения,
В Приложении представьте подборку статей по одной из рубрик (на ваш выбор).
Выводы
Список литературы
Приложения
Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Умственные способности необходимо формировать уже в раннем, и развивать в дошкольном возрасте. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.
Введение в детские сады систематического обучения на занятиях явилось важным этапом развития дошкольного воспитания в нашей стране. Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях процесс обучения может быть построен в соответствии со всеми основными требованиями дидактики. На занятиях создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по умственному воспитанию дошкольников на занятиях необходимо применять комплекс обучающих дидактических игр, направленный на развитие умственных способностей маленького человека. В играх следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Но, для этого необходимо разобраться с самим понятием «умственного воспитания».
Для этого, в рамках данной контрольной работы планируется решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «умственного воспитания»;
- раскрыть степень исследованности проблем умственного воспитания;
- провести сравнительную характеристику традиционных и нетрадиционных средств умственного воспитания;
- выполнить мониторинг статей журнала «Дошкольное воспитание» по проблемам умственного воспитания.
- Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн.: Университетское, 2009.
- Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//Дошкольное воспитание, 2011. №2. с. 21.
- Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2009.
- Дошкольная педагогика / Под ред. С.А. Коз. Т.А. Куликова. – М., 2010.
- Дошкольная педагогика в 2-х ч. / под ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой. – М., 2006.
- Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская. Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2009.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасовой и др. – М., 2007.
- Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В Запорожца. – М., 2005.
- Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2005.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2004.