Введение
1. Понятие и парадоксы адаптации человека
2. Понятие психологических механизмов адаптации человека к профессиональной деятельности
3. Особенности психологических механизмов адаптации человека к профессиональной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Адаптация человека к профессиональной деятельности рассматривается как важный фрагмент его профессионального становления, его профессиональной карьеры, выступающих, в свою очередь, как ключевые составляющие стиля жизни человека. Адаптация человека к профессиональной деятельности рассматривается как один из аспектов более широкой проблемы стиля жизни, а тема ее механизмов – как модель постановки и разработки научных подходов к решению более сложных проблем. Поэтому изучение адаптации человека к профессиональной деятельности представляется актуальной темой.
Объект исследования – адаптация человека к профессиональной деятельности.
Предмет исследования – психологические механизмы адаптации человека как субъекта профессиональной деятельности к ее условиям в специфической среде социальной организации.
Цель работы – изучить особенности механизма адаптации человека к профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. дать понятие и парадоксы адаптации человека;
2. изучить понятие психологических механизмов адаптации человека к профессиональной деятельности;
3. рассмотреть особенности психологических механизмов адаптации человека к профессиональной деятельности.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие и парадоксы адаптации человека
Согласно устоявшемуся пониманию, адаптация (от лат. adapto – приспособляю) есть приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. В научный оборот понятие введено физиологами в XVIII веке и в самом общем виде означает приспособляемость – способность объекта сохранять свою целостность при изменении условий внешней среды. Адаптация – одно из центральных понятий биологии. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптацию можно рассматривать как реакцию живой материи на условия предметной среды, а становление и развитие психики как более совершенные механизмы ее достижения и поддержания. «… С самого начала психика возникает не как некоторое субъективное явление…, а как фундаментальная биологическая функция, функция ориентации и отражения, без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции в предметной среде» [3, с. 48]. Понятие «адаптация» часто используется и в психологических концепция. Различают уровни регуляции психофизиологических и психических функций – сенсорной, сенсомоторной адаптации, уровни психологической регуляции деятельности, механизмы регуляции трудовой и профессиональной деятельности.
В широком смысле психологическими механизмами адаптации человека к среде являются все психические явления, понимаемые как процессы (ощущение, восприятие, память, внимание и др.), психические состояния (тревоги, мобилизации и пр.) и свойства (темперамента, личности). В предельном понимании к категории «психологических механизмов» можно относить едва ли не все описанные в психологии феномены (характер, мотивацию, установки, память, социальные роли, конформизм и пр. и пр.). Но даже при достаточной изученности разных аспектов обсуждаемая тема остается актуальной.
Едва ли не все исследования адаптации человека начинались с внимания именно к ее результативности, но, не достигая поставленных задач, завершались фиксированием лишь ее процессуальных аспектов. Начинаясь с изучения эффекта адаптации, исследования чаще заканчивались довольно согласованными позициями о фазовых изменениях при чрезмерно широком спектре мнений ученых об ее целостной картине. Невероятно, но привлекая и удерживая внимание ученых именно эффектом (результативностью), адаптация каждый раз «исчезала», ловко избегая определения ее прагматичных эффектов, оставляя в руках ученых лишь «покрывала процессуальности».
1. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы / В.А. Толочек // Мир психологии. – 2006. – № 3. – С. 127-142.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Леонтьев. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 511 с.
4. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений. / А.В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 304 с.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2009. – 480 с.
6. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.