Введение
Глава 1. Исторические и теоретические основы парламентаризма и деятельности Парламента в России
1.1. История развития представительных органов в России
1.2. Правовая природа парламентских процедур в Российской Федерации
Глава 2. Практическая реализация правоотношений в сфере устройства и статуса Федерального Собрания (парламента России)
2.1. Совершенствование конституционно-правовых основ устройства и статуса Федерального Собрания (парламента России)
2.2. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования
Заключение
Список использованной литературы
Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.
Центральное место в вопросах государственного управления занимает принцип разделения властей. Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, политических свобод. Следует отметить, что определения ветви власти, представительной (законодательной) в частности, в современной российской науке, несмотря на обилие исследований органов представительной власти и принципа разделения властей, дано не было. Вместе с тем представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».
Целью настоящей работы является рассмотрение сущности и устройства Парламента в России.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- Изучить историю развития представительных органов в России;
- Проанализировать правовую природу парламентских процедур в Российской Федерации;
- Дать характеристику совершенствованию конституционно-правовых основ устройства и статуса Федерального Собрания (парламента России);
- Исследовать состояние и пути совершенствования контрольной деятельности палат парламента России.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов. В процессе выполнения работы был проведен анализ действующего законодательства, изучены работы отечественных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие проблемные нетипичные вопросы, возникающие при изучении данной темы.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Объект исследования включает в себя систему закономерностей, связей, отношений, проблем, видов деятельности, законодательных пробелов и предложений по совершенствованию, область научных исследований.
Предмет исследования составляет комплекс процессуальных, правовых проблем, связанных с характером настоящего исследования. Это сторона, аспект или точка зрения, с которой изучается объект, своего рода границы, в пределах которых изучается объект. Сформулированные выводы и рекомендации могут стать полезными для совершенствования действующего законодательства, практики его применения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
1. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
2. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Парламентская газета. 2006. 13 янв.
3. В каких поправках нуждается Конституция? «Круглый стол» ИЗиСП и редакции // Журнал российского права. 2011. N 1.
4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1987.
5. Гранкин И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6.
6. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2012.
7. Зражевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М., 2009.
8. Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. М., 1976.
9. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1992.
10. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 2011.
11. Кленкина О.В. Соотношение функций парламента и содержания парламентской процедуры // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21 - 23 марта 2002 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2003.
12. Коврякова Е.В. Парламентский контроль // Современный парламент / Под редакцией О.Н. Булакова. М.: Эксмо, 2011.
13. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2012.
14. Корнилаева А.А. Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей. Автореф. канд. юрид. наук. Уфа, 2012.
15. Королева-Борсоди Н.В. Порядок работы палат парламентов Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 2.
16. Курбский А.М. История о великом князе Московском. СПб., 1963.
17. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2011.
18. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М., 2010.
19. Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976.
20. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пособие для вузов. М., 2007.
21. Могунова М.А. Государственное право Финляндии. М.: Городец, 2011.
22. Нам нужна новая Конституция: Интервью главного редактора журнала А.И. Ковлера с А.И. Лукьяновым, председателем Комитета Государственной Думы по законодательству судебной реформы // Государство и право. 2009. N 12.
23. Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 2.
24. Окулич И.П. Правовая природа парламентских процедур в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 12.
25. Памятники русского права. Вып. первый / Под ред. С.В. Юшкова. М., 1952.
26. Поленина С.В. Влияние качества законов на правоприменительную практику и правосознания граждан / Отв. ред. В.П. Казимирун. М., 1998.
27. Полянский В.В. Парламентские процедуры и партийно-публичные интересы // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21 - 23 марта 2002 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2003.
28. Российское законодательство X - XX веков. Т. 1. М., 1984.
29. Саликов М.С. Парламентское процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21 - 23 марта 2002 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2003.
30. Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления. М., 2007.
31. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
32. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под общ. ред. О.И. Булакова. М.: Эксмо, 2005.
33. Стенина В.К. Становление института парламентского контроля в России // История государства и права. 2012. № 6.
34. Степанов И.М., Хабриева Т.Я. Понятие и место парламентского права в системе права // Парламентское право / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2012.
35. Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2012.
36. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
37. Ссылки на внесенные в Государственную Думу федеральные законопроекты взяты с сайта: http://www.constitution.garant.ru/DOC_1300.htm.