Введение
Глава 1. Теоретические (исторические) и нормативно-правовые основы выборов Президента РФ
1.1. Эволюция развития законодательства о выборах Президента РФ
1.2. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
Глава 2. Практические проблемы регулирования порядка выборов Президента РФ
2.1. Полномочия Президента Российской Федерации в контексте предвыборной агитации
2.2. Особенности порядка выборов Президента РФ
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования.
В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем – на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний. Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень. Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран. Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт. Новой нормой в Конституции 1993 г. явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.
Целью настоящей курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в регулировании порядка выборов Президента РФ, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
1) Проследить эволюцию развития законодательства о выборах Президента РФ;
2) Изучить основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации;
3) Проанализировать полномочия Президента Российской Федерации в контексте предвыборной агитации;
4) Исследовать особенности порядка выборов Президента РФ.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики.
Объект исследования – общественные отношения в области регулирования правового порядка выборов Президента РФ.
Предмет исследования – особенности правового регулирования порядка выборов Президента РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические (исторические) и нормативно-правовые основы выборов Президента РФ
1.1. Эволюция развития законодательства о выборах Президента РФ
Говоря об эволюции института президентства в Российской Федерации, следует отдельно и особо акцентировать внимание на том, что с 1991 г. по настоящий момент параллельно с развитием нормативного регулирования полномочий Президента Российской Федерации и постепенной практической трансформацией конституционно закрепленной модели данного института эволюционирует и избирательное законодательство. Выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации в системе разделения властей в президентской или смешанной республике, поскольку полномочия Президента Российской Федерации как реального главы государства и исполнительной власти нуждаются в самой широкой и мощной легитимации. Не случайно в вопросе на референдуме 17 марта 1991 г. прозвучала формулировка «всенародно избранный», а после президентских выборов в 1991 г. Б.Н. Ельцин неоднократно подчеркивал, что он «первый всенародно избранный Президент России» .
Хотя российский опыт проведения выборов высшего должностного лица государства еще сравнительно невелик, состоявшиеся шесть президентских кампаний позволяют выявить определенные тенденции и обозначить проблемы в развитии законодательства о выборах Президента, которое в течение прошедших лет изменялось весьма интенсивно. Принятие новой Конституции РФ и тот факт, что специализированных Законов о выборах Президента Российской Федерации в новейшей конституционной истории России, включая первый Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР», было уже четыре, и объем их увеличивался практически в геометрической прогрессии, – яркое тому подтверждение. Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского государства являются соответствующие положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента – с принятия новой Конституции РФ в 1993 г. Что касается общих конституционных положений о выборах, применимых в том числе и к выборам президентским, то, как справедливо отмечает М.В. Баглай, «особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти» . Этому посвящены лишь ч. 3 ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 32.
Нормативные правовые акты и иные официальные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
5. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 12.07.2012) «О государственных должностях Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О выборах Президента Российской Федерации». Утратил силу. // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ (ред. от 30.03.1999) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Утратил силу. // СПС КонсультантПлюс
8. Федеральный закон от 17.05.1995 № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Утратил силу. // СПС КонсультантПлюс
9. Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 «О Выборах Президента РСФСР». Утратил силу. // СПС КонсультантПлюс
Научная литература
10. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. 2. М., 2007. – 734 с.
11. Авакьян С.А., Прохоров М.В. Избирательный процесс и общественные объединения: К выборам депутатов Государственной Думы. М., 2009. – 623 с.
12. Алехичева Л.Г., Постников А.Е. Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы // Журнал российского права. – 2011. – № 6. – С. 13.
13. Артамонова Н.В. Абсентеизм избирателей в контексте принципа свободных выборов // Адвокат. 2006. № 11. – С. 7.
14. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. – М., 2011. – 922 с.
15. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. – М.: Весь мир, 2007. – 643 с.
16. Бучин А.А. Эффективность законодательства о выборах // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2007. Вып. 8. – С. 105.
17. Герасименко Т.В. Принципы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2013. – С. 6.
18. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М., 2013. – 733 с.
19. Загородский В.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. – 2010. – № 1. – С. 9.
20. Зазнаев О.Н. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань, 2012. – 731 с.
21. Зуйков А.В. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1993 – 2008 годах // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 20. – С. 9.
22. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. А.В. Иванченко, науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. – М., 1999. – 503 с.
23. Катко Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. Ю.А. Веденеева. – М., 2011. – 933 с.
24. Колюшин Е.И. Вопросы конституционных основ избирательной системы // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 2004. Т. 1. – 912 с.
25. Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» // Конституционный вестник. 1996. № 18(2). Тема номера: Президентские выборы-96 в России. Неизданный выпуск; http://www.rumiantsev.ru/archive/49/.
Всего 35 источников литературы