Введение
Глава 1. Формы государственного устройства: общетеоретические аспекты
1.1. История развития определения понятия «форма государственного устройства» в России
1.2. Понятие и виды форм государственного устройства
Глава 2. Особенности отдельных видов форм государственного устройства
2.1. Признаки федерализма
2.2. Конфедерация как форма государственного устройства
2.3. Унитарное государство
Заключение
Список использованных источников
Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы в сфере государственного устройства достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность действий центра по отношению к регионам – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Вопрос государственного устройства – это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства – с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, «искусственно» созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям.
Проблемы территориальной организации государства традиционно находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. На сегодняшний день в силу ряда субъективных и объективных факторов, возникших в отдельных странах мира (разрушение СССР, раскол Югославии и др.), актуальность учения о формах государственного устройства приобрела новое звучание. Что, в свою очередь, способствовало обострению интереса современных исследователей к теоретическим и практическим проблемам территориальной организации государства и привело к появлению самых разнообразных подходов к определению понятия и классификации формы государственного устройства.
Объектом курсовой работы является форма государственного устройства как общеправовое явление. Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства.
Цель и задачи исследования заключаются в выявлении исторических и теоретических особенностей государственного устройства государств.
Методологической основой курсовой работы является системный исторический и сравнительно-правовой анализ, юридические методы, а также методы функционального анализа.
Следует отметить, что в советской и российской юридической литературе специальных работ, касающихся анализа теоретических и исторических аспектов формы государственного устройства, немного. Существенный вклад в решение этой проблемы внесли Н.Н. Алексеев, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, Н.Я. Куприц, А.И. Лепешкин, В.А. Ржевский, В.Г. Филимонов, О.И. Чистяков и др. В той или иной степени отдельные аспекты проблемы настоящего исследования затрагиваются в трудах М.П. Драгоманова, А.И. Коваленко, Ф.Ф. Кокошкина, В.М. Коркунова, Ю.С. Кукушкина, А.А. Сенцова, А.С. Ященко и др. Вопросам становления и развития федеративных отношений посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Ю.И. Козлова, Б.С. Крылова, СВ. Полениной, В.В. Пустогарова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и др.
Теоретическую базу работы составили труды таких ученых как: Абдулаев М.И., Комаров С.А., Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А., Глигич-Золотарева М.В., Демина Т.А., Знаменщиков Р.В., Златопольский Д.Л., Чистяков О.И., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Марченко М.Н., Мелехин А.В., Топорнин Б.Н. и др.
Структура работы отвечает поставленной цели и задачам и включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Формы государственного устройства: общетеоретические аспекты
1.1. История развития определения понятия «форма государственного устройства» в России
Форма государственного устройства – это не некое застывшее, установившееся в данный момент явление, а постоянно развивающееся, изменяющееся в связи с изменениями экономических и социально-политических условий жизни общества явление.
Развитие формы государственного устройства в любой стране представляет собой циклический процесс. Анализ формы государственного устройства любой страны подтверждает периодически изменяющийся характер отношений между государством в целом и его составными частями.
В разные периоды истории эти отношения могут быть в разной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Например, в годы войны или в периоды других социальных потрясений, когда требуются концентрация и централизация ресурсов и усилий всей страны, вполне естественным будет ожидать рост тенденций к централизации власти и установлению более жестких отношений между центром и территориальными единицами. В нормальных условиях жизни общества и государства характер отношений между ними коренным образом изменяется . Не следует упускать из виду и внешние факторы, способствующие централизации или децентрализации, а именно установлению сюзеренитета, инкорпорации или аннексии территории .
До XIX в. проблемы территориального устройства не особо входили в сферу научного интереса российских ученых-государствоведов. Однако политико-правовые идеи относительно организации территориального устройства в истории Российской империи были известны. Так, еще А. Радищев, вопреки существовавшей абсолютистской идеологии, рассуждая о непосредственной демократии и возможностях ее введения в России, предполагал создание на территории России союза небольших республик: «Из недр развалины огромной... возникнут малые светила; незыблемы свои кормила украсят дружества венцом» .
Одним из первых оформленных конституционных проектов можно считать проект, разработанный М. Сперанским. В его проекте, представленном императору Александру I, утверждалось, что «Российская империя есть государство нераздельное» .
Наиболее либеральные конституционные проекты данного периода – Конституция Н.М. Муравьева и Русская Правда П.И. Пестеля также не обошли вниманием территориальное устройство государств. Однако единого мнения среди авторов не было. Так, Конституция Н.М. Муравьева обусловливала идею федеративного государственного устройства будущей России. Федерация должна была состоять из нескольких держав или областей (14 и 2 – в первом варианте), которые образуются по территориальному принципу (Балтийская, Черноморская, Западная и т.д.). П.И. Пестель, автор Русской Правды, был, напротив, сторонником единого русского централизованного государства. Федерацию он отвергал как возрождение «удельной системы», считая ее особенно пагубной для России, где много племен и народов, языков и вер .
Таким образом, до октября 1917 г. Россия представляла собой унитарное государство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. При этом территориальной организации Российской империи были известны и автономные образования, причем как административные, так и законодательные. Примером законодательных автономий можно считать Финляндию и Польшу, а примером административной автономии – Бессарабскую область.
1. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003.
2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 1994.
3. Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2000.
4. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003.
5. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, 2002.
6. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юрист, 2006.
7. Демина Т.А. Развитие понятия формы государственного устройства в конституционных проектах Российской империи и Конституциях СССР // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 7.
8. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
9. Златопольский Д.Л., Чистяков О.И. Образование СССР. М., 1972. С. 33, 35.
10. Златопольский Д.Л. Федерация и национальный вопрос (исторический опыт Советского Союза) // Вестник Московского университета. 1998. № 5.
11. Златопольский Д.Л. РФ: особенности современного развития // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 5.
12. Иванов И.В. Понятие формы государственного устройства в юридической науке // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования: Сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 587 с.
14. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000.
15. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2002.
16. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002.
17. Махненко А.Х. Основные институты государственного права европейских стран народной демократии. М.: Изд. ВЮЗИ, 1964.
18. Марченко М.Н. Форма государства // Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001.
19. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с.
20. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.
Всего 31 источник литературы