Введение
1 Теоретические основы правового статуса многонационального народа
1.1 Некоторые исследовательские подходы к проблеме правового статуса народа как суверенного носителя власти в государстве (в контексте народного представительства)
1.2 Теоретические и практические основы национальной государственности в Российском государстве
2 Практические проблемы и пути повышения эффективности реализации властных полномочий многонациональным народом России
2.1 Проблемы этнотерриториальной идентификации при определении территорий и границ муниципальных образований в многонациональном субъекте Российской Федерации
2.2 Пути развития российского многонационального государства
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования.
Анализируя текст Конституции , и в частности положение ч. 1 ст. 3, признающей многонациональный народ России носителем суверенитета и единственным источником власти, можно сказать о недостаточном регулировании вопросов, связанных с реализацией народом его правосубъектности. Более того, именно сама Конституция не уделила настоящей проблеме должного внимания.
Изначально возникает вопрос, источником какого вида власти выступает народ. С одной стороны, ответ очевиден – государственной власти. Но при этом ст. 11, перечисляя субъектов осуществления государственной власти, народ среди них не называет. В конституционно-правовой доктрине власть, носителем которой наделен народ, часто называют учредительной, существующей наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Так, А.И. Хорошильцев утверждает, что учредительная власть народа вне государства. Она стоит над ним и над его властью .
Часть 2 ст. 3 при этом закрепляет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция также говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. На этом прямое упоминание категории «народ» наряду с категорией «власть» в тексте Конституции заканчивается. Более того, в преамбуле Конституции 1993 г. закреплен факт ее принятия многонациональным народом России, но при этом лишь допускается возможность принятия нового текста Конституции народом наряду с Конституционным Собранием, федеральный конституционный закон о котором, однако, до сих пор не принят, хотя соответствующие законопроекты неоднократно разрабатывались и выносились на обсуждение .
Предметом исследования является совокупность отношений, отражающих проблемы и пути их решения при реализации своей власти многонациональным народом РФ, как источника всей власти в РФ.
Объект исследования – общественные отношения в области реализации своей власти многонациональным народом РФ.
Теоретическая и информационная основа исследования. На базе анализа обширного исторического, статистического, аналитического материала в курсовой работе показываются взгляды известных ученых и политиков на проблемы и пути решения реализации народом России своих властных полномочий.
Целью настоящей курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области реализации многонациональным народом России своих властных полномочий, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
1) Определить некоторые исследовательские подходы к проблеме правового статуса народа как суверенного носителя власти в государстве (в контексте народного представительства);
2) Изучить теоретические и практические основы национальной государственности в Российском государстве;
3) Исследовать проблемы этнотерриториальной идентификации при определении территорий и границ муниципальных образований в многонациональном субъекте Российской Федерации;
4) Отметить пути развития российского многонационального государства.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
1 Теоретические основы правового статуса многонационального народа
1.1 Некоторые исследовательские подходы к проблеме правового статуса народа как суверенного носителя власти в государстве (в контексте народного представительства)
Теория права, наука конституционного права, теория конституционализма и иные отрасли знаний выработали значительное количество определений народного представительства. Сийес писал: «Представительству свойственны две характерные черты. Во-первых, власть уполномоченных не безгранична, составляя лишь долю общей власти нации; и, во-вторых, уполномоченные осуществляют эту власть не по собственному праву, а по чужому праву, по праву общества, доверившего им свою власть» .
Эсмен под представительным образом правления понимал «правительство, различные власти которого, по крайней мере в принципе, создаются самой нацией, действует от ее имени и сообразно с ее настоящими или предполагаемыми желаниями» .
По мнению А.И. Кима, в народном представительстве «решающее участие граждан в государственных делах обеспечивается через выборные органы государства» .
С точки зрения С.А. Авакьяна, «народное представительство – система представительных органов государственной власти и местного самоуправления» . По словам С.В. Масленниковой, «народное представительство составляет сферу опосредованного осуществления власти народом и выражает политическую свободу общества и отдельной личности» .
Обобщая все вышеозначенные взгляды, можно сказать, что народное представительство является конституционной универсалией, представляющей собой субстрат публичных прав народа, неукоснительное и неискаженное выражение которых обусловливается соответствующей деятельностью учреждаемых народом представительных органов. Однако, допуская эту формулировку, следует посмотреть на народное представительство сквозь его внутренние грани. Очевидно, что в основе народного представительства находится воля народа. Воля есть явление чисто психическое. Как отметил А. Елистратов, «воля – это категория целестремительных переживаний индивида» . Из сказанного непроизвольно возникает вопрос о принципиальной возможности совпадения интересов избравших в деятельности формируемых ими органов. Общепринято, что в государствах, где даже формально существует народное представительство, его базовым функциональным элементом деятельности является создание правовых норм. Непосредственно для народного представительства как сущностной праксиологической категории единственной характеристической чертой и идентифицирующей доминантой является степень и уровень подлинной репрезентативности интересов населения, кристаллизующихся в общеобязательных нормативах - опосредованных формах выражения существующей расстановки социальных сил. Таким образом, для института народного представительства в первую очередь характерна фабула о суверенной власти народа. Учреждаемые в государстве институты всегда и везде образуются посредством выражения воли суверена, соответственно народ, им являющийся, - источник всех начал. По мнению Дюги, «закон есть выражение не какой-либо общей воли, ибо ее не существует, и не воли государства, которой также нет, а индивидуальной воли тех лиц, которые его вотируют, - главы государства и членов парламента» .
Нормативные правовые акты и иные официальные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СПС КонсультантПлюс.
Судебная практика
3. О проверке конституционности отдельных положений Конституции Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П // Российская газета. 2000. 21 июня.
4. О признании утратившими силу и не подлежащими применению отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О // Российская газета. 2000. 25 июня.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728.
Научная литература
6. Авакьян С.А. Конституционное Собрание Российской Федерации: проект и концепция Федерального конституционного закона // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 2. – С. 45.
7. Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. М., 2006. Т. 2. – 1629 с.
8. Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. N 2. - С. 11.
9. Аббат Сийес: От Бурбонов к Бонапарту / Состав., пер., вступ. ст. М.Б. Певзнера. СПб.: Алетея, 2003. – 643 с.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. – 933 с.
11. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. Ч. 1. Нация. СПб.: Серп, 1909. – 587 с.
12. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. М., 2008. – 832 с.
13. Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. 2-е изд. М.: ГИЮЛ, 1949. – 822 с.
14. Гранкин И.В. Парламент России. М., 1999. – 377 с.
15. Доклад «О состоянии правоприменительной практики в сфере определения границ муниципальных образований». М., 2005. – 212 с.
16. Елистратов А. Очерк государственного права (конституционное право). 2-е изд., перераб. М., 1995. – 588 с.
17. Ивайловский Д.А. К вопросу о теоретических и практических основах национальной государственности в Российском государстве // Российская юстиция. 2010. N 1. - С. 8.
18. Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР (Государственно-правовое исследование). Томск, 1975. – 790 с.
19. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004. – 799 с.
20. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: НОРМА, 2001. – 907 с.
21. Коркмасова К.Д. Конституционные основы российского федерализма и общенациональная идея России. Ростов н/Д: Изд-во Ин-та управления, бизнеса и права, 2002. – 488 с.
22. Кравченко О.А. Орган законодательной власти субъекта Российской Федерации как институт представительной демократии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. – 218 с.
23. Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 743 с.
24. Ломакин В.В. Конституционно-правовое обеспечение равноправия и самоопределения народов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. – 228 с.
25. Масленникова С.В. Право граждан на народное представительство в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. – 235 с.
26. Национальная государственность в СССР / К.Д. Коркмасова; Отв. ред. Г.Х. Шахназаров. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1970. – 987 с.
27. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления: Проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. – 234 с.
28. Основные начала государственного права // Соч. А. Эсмен / Под ред. и с предисл. М.М. Ковалевского. М., 1988. – 912 с.
Всего 39 источников литературы