ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУТ РОСПУСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Конституционно-правовые основы роспуска парламента
1.2 Проблемы роспуска представительного органа государственной власти в России
2 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РОСПУКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Условия и процедура роспуска Государственной Думы Российской Федерации на основании статьи 111 Конституции РФ
2.2 Условия и процедура роспуска Государственной Думы Российской Федерации на основании статьи 117 Конституции РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ исторического опыта в политике России показывает, что на протяжении всего 20 столетия лидирующие позиции в системе государственной власти занимают органы законодательной власти, на которые возложены следующие функции: законодательные, исполнительные и контрольные. Со времен введения Ш.Монтескье принципа разделения властей или системы сдержек и противовесов, особенно актуальным встал вопрос определения и закрепления современного положения органов государственной власти в стране и введения нового для России органа - Федерального Собрания, которое является парламентом в Российской Федерации. В связи с этим обороты набирают проблемы, вытекающие из статуса парламента, его формирования, функционирования и роспуска.
Двенадцатилетний опыт существования российского парламента показал, что поиск наиболее эффективной модели организации и функционирования Федерального Собрания продолжается. Это подтверждается, в частности, тем, что до настоящего времени не решена проблема оптимального порядка формирования Государственной Думы. Более того, до сих пор вызывают многочисленные дискуссии в среде ученых, политиков и юристов такие вопросы, как сама структура Федерального Собрания, а также вопросы правового статуса его палат и, прежде всего, Государственной Думы.
Проблемы, возникающие при осуществлении процедуры роспуска парламента, были и есть предметом многих ученых, как русских, так и иностранных. Но, несмотря на широкий спектр исследований в этой области, остается ряд неразрешенных вопросов, связанных с порядком роспуска Государственной Думы Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с роспуском Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, материалы судебной практики, идеи ученых-правоведов в этой области.
Целью курсовой работы является комплексный анализ института роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ, для чего поставлены задачи:
- рассмотреть место института роспуска Государственной Думы в системе органов государственной власти;
- выявить проблемы роспуска Государственной Думы в РФ;
- исследовать процедуру роспуска Государственной Думы;
- определить основания и условия роспуска Государственной Думы и другие вопросы.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенных на четыре параграфа, заключения, библиографического списка, списка использованных источников.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания: диалектический, логический, системный, сравнительный подходы, а также частнонаучные методы: конкретно-социологический, формально-юридический.
Результаты и предложения данной работы могут быть объектами дальнейших исследований, а также использованы для совершенствования российской и мировой юриспруденции в вопросах роспуска представительного органа государственной власти.
1 ИНСТИТУТ РОСПУСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Конституционно-правовые основы роспуска парламента
Институт роспуска парламента это главная из составляющих системы по реализации государственной управления.
Данный институт как один из механизмов системы «сдержек и противовесов» присущ принципу разделения властей и закрепляется в конституциях всех европейских стран .
В обычном режиме деятельности государства парламент прекращает свои полномочия в связи с истечением срока полномочий, после чего происходит формирование нового состава парламента. Конституционную процедуру роспуска парламента закрепляют в основном законе государства, что является легитимным способом прекращения деятельности парламента. Это нельзя ставить на одну ступень со свержением парламента посредством конституционного переворота.
Роспуск парламента - это прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий в государствах со смешанными и парламентарными формами правления, сопровождающееся назначением новых выборов. Право роспуска принадлежит главе государства .
В Постановлении Конституционного Суда от 11 ноября 1999 г. роспуск Государственной Думы определяется как прекращение ею полномочий по принятию законов и иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Думы Президентом, Советом Федерации, другими органами государственной власти.
В Российской Федерации этот институт был закреплен в положениях Конституции 1993 г. Необходимо отметить, что 12 декабря 1993 года в РФ произошло исторически важное событие - были впервые проведены выборы в Федеральное собрание Российской Федерации (первые и единственные выборы обеих палат Собрания, так как в дальнейшем выборы проводились в Государственную думу Федерального собрания РФ - нижнюю палату) .
Роспуск Государственной Думы – это самая вынужденная мера, к которой прибегаю при невозможности урегулировать разногласия между законодательной и исполнительной властью, в России это между Государственной Думой и Правительством. В случае, если всевозможные медиативные процедуры не привели к компромиссному результату, Президент Российской Федерации, в чьи функции, согласно ст.80 Конституции Российской Федерации, входит обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, вправе распустить Государственную Думу. Как роспуск Государственной Думы, так и отставка Правительства являются взаимосвязанными конституционными формами ответственности этих государственных органов за свою деятельность, в чем и проявляется система сдержек и противовесов.
В Российской Федерации возможно распустить только одну палату Федерального Собрания, это Государственную Думу. Закрепление такого правомочия за Президентом вытекает из его функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие государственной власти.
Неправильного говорить, что право роспуска Государственной Думы – это абсолютное право Президента. Президент вправе распустить Государственную Думу только в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. N 13. Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. N 8. Ст. 740.
Научная литература
6. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 20.
7. Авдеенкова М.П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право. 2013. N 7. С. 86.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2012. 752 с.
9. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир. 2013. 725 с.
10. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2. М., 2011. 618 с.
11. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. - 3-е изд., обновл. и дораб. М.: Издательство БЕК, 2010. 304 с.
12. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2011. 589 с.
13. Кредер А.А. Словарь по новейшей истории. М.: Центр гуманитарного образования, 2011. С. 281
14. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. академика РАН О.Е. Кутафина. М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2013. 320 с.
15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2012. 325 с.
16. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристь, 2011. С. 960.
Материалы судебной практики
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.04.1995. N 16. Ст. 1451.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.12.1998. N 52. Ст. 6447.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 N 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.11.1999. N 47. Ст. 5787.