Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия экспресс-груза в отечественном таможенном законодательстве
Глава 2. Правовое регулирование таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС
2.1 Правовая база регулирования таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов
2.2 Специфика таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС
2.3 Особенности иностранных товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками в адрес физических лиц - получателей таких товаров
2.3 Правовое регулирование таможенного декларирования экспресс-грузов после 1 января 2017 г.
Глава 3. Проблемы таможенного оформления и контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и пути их решения
Заключение
Список литературы
В сегодняшней международной экономической ситуации время транспортировки товара является одним из видов издержек и, одновременно с этим, возможностью для совершенствования процессов и повышения эффективности деятельности любой организации. В этих условиях Россия, став на путь реформирования таможенного законодательства и повышения конкурентоспособности экономики, обязана уделять особое внимание развитию тех отраслей, которые способны обеспечить эффективное использование данного ресурса.
Экспресс-перевозки в данной ситуации являются важной сферой, которая удовлетворяет потребности в скоростной международной доставке, возникающие у сотен и тысяч организаций, работающих в разных секторах, таких как финансовый, фармацевтический, нефтегазовый, автомобильный и т. д.
Экспресс-перевозки играют решающую роль в обеспечении развития международной электронной торговли. Пользователи услуги платят за срочность, тем самым подчеркивая ее важность для них, а в некоторых случаях - даже критичность (в случае поставки биопрепаратов, сроки - вопрос жизни и смерти). И даже в таких случаях, когда товар по своей не соответствует критериям срочности, покупатель все равно рассчитывает получить его как можно скорее, что обусловлено применением современных логистических подходов.
По некоторым оценкам, годовые темпы роста объема рынка экспресс-доставки составляют не менее 30%[1]. Учитывая такую динамику, было бы закономерно предположить, что в отрасли все механизмы отлажены, и качество услуги соответствует ожиданиям клиентов[2].
Однако на деле все обстоит иначе: такая динамика обусловлена постоянно растущим спросом на услугу, а не высоким ее качеством. Причем если высокая скорость физического перемещения товаров в рамках глобальных сетей экспресс-перевозчиков обеспечивается самой технологией экспресс-доставки и вопросов не вызывает, то скорость проведения таможенной очистки товаров в России не соответствует мировым стандартам и становится серьезной проблемой.
В докладе, опубликованном Глобальной ассоциацией экспресс-перевозчиков (GEA) еще в ноябре 2009 года[3], Россия была охарактеризована так:
- выпуск таможней в день прибытия возможен лишь для документов, срок выпуска остальных грузов - до 72 часов с момента подачи декларации (для сравнения - в Китае и Бразилии большинство отправлений могут быть доставлены получателю уже в день прибытия, а в таких странах, как США, Великобритания, Германия или Япония, максимальный срок импортного таможенного оформления экспресс-грузов составляет 2 часа);
- физический выпуск товаров до момента завершения всех таможенных формальностей и списания платежей невозможен;
- таможенные органы часто корректируют таможенную стоимость;
- таможенные процедуры могут по-разному толковаться различными таможенными постами.
Несмотря на указанные проблемы, отметим, что это еще были не «трудные времена» - они пришли немного позже, в начале 2010 года: сроки таможенного оформления увеличивались до 4 недель и более, от работников таможни имели место немотивированные отказы в приеме и регистрации таможенных деклараций. Согласно информационному письму Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП) клиентам от 09.03.2010 г., «необоснованные устные требования предоставления дополнительных документов» [4] привели к запредельной заполненности складов временного хранения и угрозе остановки потока экспресс-грузов в Россию.
Собственно, в тот период импорт экспресс-грузов все-таки был ограничен или полностью прекращен такими крупнейшими перевозчиками, как DHL, T№T, UPS[5]. Итогом этой ситуации для многих организаций стали крупные убытки, которых можно было бы избежать, создав эффективный и надежный механизм быстрого таможенного оформления экспресс-грузов.
Следует признать, что с тех пор наметились позитивные тенденции. С учреждением Таможенного союза, интенсивным введением электронного декларирования, а также принятием важнейших нормативных актов условия для деятельности экспресс-перевозчиков улучшились.
Однако в столь динамично развивающейся сфере как таможенное регулирование экспресс-грузов постоянно возникают новые и новые проблемы, требующие скорейшего решения.
Вышесказанное обуславливает актуальность исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- раскрыть понятие экспресс-груза в отечественном таможенном законодательстве;
- дать характеристику и анализ норм правового регулирования таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
- рассмотреть проблемы таможенного оформления и контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и пути их решения.
Объект исследования – правовые отношения в сфере совершения таможенных операций в отношений отдельных категорий товаров.
Предметом исследования являются особенности таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.