Введение
1. Теоретические основы организации системы социального страхования
1.1. Страхование как форма социальной защиты
1.2. Виды социального страхования
1.3. Принципы построения системы социального страхования
2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе социального страхования РФ
2.1. Фонд социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов
2.2. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ
2.3. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Фонд
2.4. Совершенствование деятельности Фонда социального страхования РФ
Заключение
Список литературы
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование – это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.
Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние .
Несмотря на то, что в мировом сообществе действительно существуют весьма интересные и эффективные модели социального страхования, социологические исследования и практика уже неоднократно показывали несостоятельность прямого перенесения чужого социального опыта на российскую почву. Причина тому – большие различия в национальных и исторических корнях разных обществ. Вместе с тем некоторые заложенные в зарубежной практике идеи имеют общечеловеческий характер и потому могут быть учтены при разработке собственной концептуальной модели.
Настоящая работа нацелена на определение теоретико-методологических оснований системы государственного социального страхования как основной формы организации социальной защиты населения в пореформенной России, с учетом особого динамизма и направлений экономического и политического реформирования нашего общества.
В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Фонд социального страхования Российской Федерации является самостоятельным государственным финансово - кредитным учреждением Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат.
Управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов. Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей государственного социального страхования. Указанные выше обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования. Актуальность темы работы обусловлена и той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего, рыночных отношений, касаются и страхования.
Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание социального страхования в современных экономических условиях (на примере организации деятельности Фонда социального страхования).
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи (вопросы, подлежащие изучению): теоретические основы организации системы социального страхования, место и роль Фонда социального страхования РФ в системе социального страхования РФ и др.
В качестве объекта исследования выступают правоотношения в сфере социального страхования.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области социального страхования, труды российских ученых в этой области, а также существующая договорная и правоприменительная практика.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
1. Теоретические основы организации системы социального страхования
1.1. Страхование как форма социальной защиты
И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет государствам распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.
Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование).
Постепенно системы социального страхования и обеспечения расширили свою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полную занятость в государственном или частном секторах. Системы стали охватывать другие социальные группы (практически всех трудящихся и граждан) – трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющих постоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволил государству обратить внимание на нужды и других категорий населения, например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставить материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживанием лиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможность досрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста и предоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время по сравнению с тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся на взносах.
Расширение сферы применения систем социального страхования и обеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами и пособиями и подводит общество к пониманию того, что оно должно нести ответственность за своих неимущих членов, по разным причинам испытывающих нужду. Эта ответственность измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретенными правами.
При всех недостатках, присущих системам социального страхования в западных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих систем в большой мере соответствуют целям и задачам, поставленным в декларациях о правах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы, сегодня приближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда, Всемирной Организации Здравоохранения и МАСО .
1. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000. – 48 с.
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.
3. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 19.11.2008) // СПС Гарант.
4. Егоров В. ФСС снижает пособия // ЭЖ-Юрист. 2011. – № 2.
5. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (постатейный) / Под ред. Потаповой С.В., Жданович Т.Г., Шевченко О.А. – М.: Просвещение, 2006.
6. Майоров С.С. Проблемы деятельности ФСС // Экономика и жизнь. 2011. – № 4.
7. Парамонова О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения / О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2006. – № 6.
8. Парамонова О.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения /О.Ю. Парамонова // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-й международной научной конференции. Т.I / Под ред. д.э.н, проф. В.Е. Леонтьева. – Спб.: СпбГУЭФ, 2011.
9. Парамонова О.Ю. Система социального страхования: проблемы и пути решения / О.Ю. Парамонова // Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ ИвГУ – Иваново, 2010.
10. Парамонова О.Ю. Нужны ли обществу социальные реформы? /О.Ю. Парамонова // Сборник научных трудов вузов России. Вып. 16 / ИГХТУ: Политех – Иваново, 2004.
11. Парамонова О.Ю. Реформа ЕСН. Как нам реорганизовать соцстрах? / О.Ю. Парамонова // Молодежь. Образование. Экономика. Сборник научных статей участников конференции / Сб. науч. трудов вузов России. Часть 1/ МЭСИ – Ярославль: Ремдер, 2010.
12. Парамонова О.Ю. Реорганизация социального страхования в России / О.Ю. Парамонова // Сборник мат-лов международной научно-практической конференции. Вып.14 / ИГХТУ: Политех – Иваново, 2008.